Задачи судебных приставов исполнителей
Задачи судебных приставов
Судебные приставы осуществляют свою деятельность руководствуясь прежде всего Конституцией Российской Федерации, а также законами: О судебных приставах, об исполнительном производстве, о государственной гражданской службе. |
Существуют задачи судебных приставов, которые они выполняют в рамках закона о судебных приставов и закона об исполнительном производстве: охрана установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных решений и актов других органов, розыск должников, их имущества и детей, предварительное расследование в форме дознания.
Для выполнения каждой задачи службы судебных приставов существует отдельное подразделение в службе:
ОУПДС — Расшифровывается Охрана Установленного Порядка Деятельности Судов. Эти приставы осуществляют охрану зданий судов, структурных подразделений ФССП и осуществляют привод должников в суд и в структурные подразделения.
Приставы-исполнители — исполняют решение суда и различных органов. В основную задачу приставов-исполнителей входит принудительное исполнение решения суда и ведение исполнитеьного производства.
Приставы-исполнители по розыску — осуществляют розыск должников, их имущества и детей. Судебные приставы-исполнители по розыску в рамках исполнительного производства заводят разыскное дело, в котором могут содержаться личные данные и информация не подлежащая разглашению. Именно по этому с разыскным делом не имеет право ознакамливаться даже пристав-исполнитель инициатор розыска, а тем более должник или взыскатель.
Дознаватели — возбуждают уголовные дела, расследуют преступления. Дознаватели являются специалистами (не приставами). Они занимаются предварительным расследованием в форме дознания. Существует список статей уголовного кодекса РФ, по которым проходит работа дознавателя.
Согласно Положению о ФССП России, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316, основными задачами ФССП России являются:
— обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
— организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;
— управление территориальными органами ФССП России.
При этом следует отметить, что все задачи, за исключением последней, реализуются посредством решения корреспондирующих задач, возлагаемых на судебных приставов.
Так, в соответствии со ст. 1 Закона о судебных приставах на судебных приставов в РФ возлагается решение важных для государства и общества задач: 1) обеспечение установленного порядка деятельности судов; 2) исполнение актов юрисдикционных органов; 3) предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов.
Указание на последнюю задачу отсутствовало в первоначальной редакции рассматриваемой статьи. Однако позднее оно хотя и с некоторым опозданием, но вполне обоснованно появилось в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах».
Первая задача реализуется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС). Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями. Предварительное расследование преступлений осуществляют дознаватели ФССП России.
При этом необходимо учитывать, что деятельность судебных приставов в качестве своей главной цели направлена на претворение в жизнь основополагающей конституционной нормы, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).
Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Нормативной правовой основой указанной деятельности, наряду с Конституцией РФ и Законом о судебных приставах, выступают: Гражданский процессуальный кодекс (далее — ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс (далее — АПК РФ), Уголовнопроцессуальный кодекс (далее — УПК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ), Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2006 г. N 384 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов», Приказ Министерства юстиции РФ от 3 августа 1999 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительном производстве», а также ряд других актов.
При этом согласно Приказу Минюста России N 384 исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:
— обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
— выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
— исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
— обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
— проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранности;
— поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
— взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
— предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;
— осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
— участие в совершении исполнительных действий.
Исходя из буквального толкования ст. 1 Закона о судебных приставах следует, что деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяется на все федеральные суды, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» относятся:
— Конституционный Суд РФ;
— Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
— Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Поскольку в судебную систему входят и мировые суды — суды субъектов РФ, то на них также должна распространяться компетенция судебных приставов по ОУПДС.
В то же время остается открытым вопрос о том, возлагается ли на судебных приставов задача по обеспечению установленного порядка деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Приходится констатировать, что в законодательстве о судебных приставах указанный вопрос прямо не решен.
Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства.
Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение исполнительных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).
Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как «часть суда». При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти — Федеральную службу судебных приставов, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.
Решение указанной задачи предполагает законодательное определение условий и порядка принудительного исполнения актов юрисдикционных органов.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.
Необходимо отметить, что из приведенного правила имеются исключения. Так, установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее субъектам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям может быть охарактеризован в настоящее время известной спецификой. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий по исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение.
Статья 7 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст. 7 названного Закона уточняет, что данные органы исполняют требования исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Такой случай, в частности, предусмотрен самим же Законом об исполнительном производстве, содержащим ссылку на особый порядок исполнения. Так, в ч. 2 ст. 1 данного Закона определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве. К органам, уполномоченным исполнять подобные исполнительные документы, относятся: Министерство финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), а также органы казначейства. Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.
Из сказанного можно заключить, что задача исполнения юрисдикционных актов трактуется в ст. 1 Закона о судебных приставах в узком смысле. К недостаткам указанной правовой нормы можно отнести отсутствие в ней регламентации стоящих на практике перед судебными приставами задач в сфере административной юрисдикции.
Задачи судебных приставов исполнителей
31. Какие задачи возложены на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов?
• по обеспечению установленного порядка деятельности судов
32. Какие задачи возложены на судебных приставов-исполнителей?
• по исполнению исполнительных документов
33. Какие из нижеперечисленных закон называет в качестве меры принудительного исполнения?
• обращение взыскания на имущество должника
34. Какие из нижеперечисленных закон предусматривает в качестве основания применения мер принудительного исполнения?
• истечение срока для добровольного исполнения
35. Какие из нижеперечисленных нормативных актов не являются источниками исполнительного производства:
• методические рекомендации Министерства труда РФ
36. Какие меры применяет судебный пристав-исполнитель за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя?
• подвергает принудительному приводу
37. Какие органы в Российской Федерации являются органами принудительного исполнения?
• служба судебных приставов
38. Какие полномочия представителя должны быть специально оговорены в доверенности?
• предъявление и отзыв исполнительного документа
39. Какие процессуальные документы в процессе исполнительного производства старший судебный пристав вправе составить за своей подписью?
• постановление об отводе судебного пристава-исполнителя
40. Какие судебные средства защиты прав участников исполнительного производства предусмотрены законодательством?
• подача иска
41. Каким актом оформляется привлечение к штрафной ответственности должника физического лица?
• постановлением
42. Каким документом оформляется возврат исполнительского сбора?
• постановлением судебного пристава-исполнителя
43. Каким органом пропущенный срок для принудительного исполнения может быть восстановлен?
• судом
44. Каким процессуальным документом оформляется арест имущества, принадлежащего должнику?
• актом описи и ареста имущества
45. Какое действие должен совершить судебный пристав-исполнитель при поступлении к нему исполнительного документа для возбуждения исполнительного производства?
• сам возбуждает исполнительное производство
Что делает судебный пристав?
Опубликовано: 2018-09-28 15:35:57
В зависимости от своих функций и основных задач, которые решают судебные приставы, они подразделяются на две большие группы:
- приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС);
- судебные приставы-исполнители.
Особенности работы, обязанности судебного пристава
Основная функция приставов по ОУПДС заключается в охране зданий и помещений судов, обеспечении безопасности их сотрудников и посетителей, предотвращении противоправных действий. Но задачи отделов ФССП по ОУПДС не сводится только к охране. В их составе, в частности, находятся группы быстрого реагирования, которые иногда не совсем правильно называют «судебным спецназом». ГБР обеспечивает силовую поддержку приставов исполнителей в случае конфликтов, особо сложных исполнительных действий, принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, в том числе из других регионов, при необходимости направляются на усиление в суды дополнительно к обычному составу приставов по ОУПДС.
Что делает судебный пристав-исполнитель?
Чаще всего граждане сталкиваются с приставами, которые занимаются исполнением решений о принудительном взыскании денежных сумм. Для этого приставы могут накладывать арест на денежные средства должника, наличные или размещенные на банковских счетах, на имущество, с целью его последующей реализации в счет долга. Судебные приставы-исполнители наделены также рядом дополнительных полномочий, например, наложить запрет на выезд должника за пределы России, на выдачу ему загранпаспорта, запрет на отчуждение (продажу, дарение) движимого или недвижимого имущества, принадлежащего должнику.
Сумма долга при которой должнику ограничивают выезд за рубеж, недавно была увеличена с 10 до 30 тыс. руб., но по некоторым социально значимым категориям долгов, например, по алиментам, пороговое значение не изменилось и по-прежнему составляет 10 тыс. руб. Поэтому перед отпуском имеет смысл на всякий случай проверить наличие просроченных задолженностей, в том числе по налогам и штрафам, и оплатить их. Сделать это удобно с помощью сервиса https://oplata-fssp.ru .
Приставы-исполнители занимаются не только взысканием долгов, они также обеспечивают исполнение других судебных решений, например, о сносе незаконных построек. Другой пример — после трагедии в «Зимней вишне» многие торгов-развлекательные центры были закрыты после проверок прокуратуры и МЧС. Приставы периодически проверяют, остается ли ТЦ закрытым, если он продолжает работать – привлекают ГБР, накладывают на собственников штрафы, за неисполнение решения суда может быть возбуждено и уголовное дело.
Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
На судебных приставов возлагаются задачи по:
— обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);
— осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);
— исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов). [ 14]
Федеральная служба судебных приставов имеет геральдический знак – эмблему, на которой изображен золотой двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями, увенчанный одной большой и двумя малыми коронами. Короны соединены темно-зеленой лентой. В правой лапе орла — серебряный свиток с печатью, в левой — серебряный ликторский пучок. На груди орла — фигурный щит с полем темно-зеленого цвета. В поле щита — золотой «столп Закона».
Геральдический знак — эмблема Федеральной службы судебных приставов может выполняться в одноцветном изображении.
Допускается использование в качестве самостоятельных эмблем Федеральной службы судебных приставов щита, наложенного на перекрестье свитка с печатью и ликторского пучка (средняя эмблема), и перекрещенных свитка с печатью и ликторского пучка (малая эмблема).
Флаг Федеральной службы судебных приставов представляет собой темно-зеленое прямоугольное полотнище с Государственным флагом Российской Федерации в крыже. В правой половине полотнища, ближе к его нижнему краю, располагается геральдический знак — эмблема Федеральной службы судебных приставов. [ 26]
Правовую основу деятельности Федеральной службы судебных приставов составляют:
— Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (вступил в силу 1 февраля 2008 года) [ 2]
— Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». [7]
— Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13 октября 2004 года N 1316 (в ред. Указов Президента РФ от 24.01.2006 N 42, от 14.02.2006 N 108) [ 9]
— Положение «О Федеральной службе судебных приставов» (в ред. Указа Президента РФ от 24.01.2006 N 42) [ 10]
ФССП России осуществляет следующие полномочия:
1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
установленный порядок деятельности судов;
осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;
проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:
— хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
— розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);
— участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;
— участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;
4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;
5) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России;
6) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;
7) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава».
На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. [ 29]
Они проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.
Судебные приставы носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, Судебным приставам присваиваются классные чины.
Судебным приставам выдаются служебные удостоверения.
Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.