Служебный подлог наказание
Статья 292. Служебный подлог
СТ 292 УК РФ.
1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным
служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные
документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений,
искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной
личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью
первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами
на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан
или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к Ст. 292 Уголовного кодекса
1. Предметом преступления является официальный документ, исходящий от органов государственной власти или органов местного самоуправления, удостоверяющий факты, имеющие юридическое значение, либо влекущий юридические последствия в виде предоставления прав, возложения обязанностей, освобождения от указанных полномочий, изменения их объема.
2. Объективная сторона преступления выражается альтернативно: во-первых, во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений (так называемый интеллектуальный подлог, предполагающий изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного, т.е. удостоверяющего соответствующие факты путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа); либо, во-вторых, во внесении в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (так называемый материальный подлог), т.е. в подчистке, дописке и др. действиях, отражающих и (или) заверяющих в документе ложные факты в уже существующих официальных документах.
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальным мотивом: корыстной или иной личной заинтересованностью (см. комментарий к ст. 285 УК).
4. Данная норма является специальной по отношению к ст. 327 УК РФ. Соответственно, если судом при рассмотрении уголовного дела по ст. 292 УК устанавливается, что в деянии, которое вменяется подсудимому, в своей совокупности или отдельно отсутствуют обязательные признаки служебного подлога, характеризующие его субъект либо мотив преступления, содеянное должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 327 УК.
Второй комментарий к Ст. 292 УК РФ
1. Предметом преступления является официальный документ, т.е. выданный органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо органом военного управления письменный акт, удостоверяющий с соблюдением установленных формы и реквизитов определенные юридические факты (события и действия) и способный в силу этого порождать правовые последствия. При этом документ вовсе не обязательно должен предоставлять какому-то лицу права либо освобождать его от обязанностей. Официальными документами следует считать также официальные книги, журналы и другие документы, предназначенные для ведения учета, регистрации и отчетности (например, Книга актов гражданского состояния, земельный и другие кадастры и т.д.).
2. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими:
1) во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений;
2) во внесении в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
Для наличия состава преступления достаточно совершения хотя бы одного из названных действий.
3. Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) означает составление документа, в котором содержится информация, заведомо не соответствующая действительности. При этом документ внешне выглядит доброкачественным, но по своему содержанию является подложным.
4. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание (физический подлог), означает, что в подлинном документе путем подчисток, уничтожения части первоначального текста, изменения отдельных слов, букв или цифр, дополнения первоначального текста или других подобных действий искажается действительное содержание документа. Такой документ является внешне недоброкачественным, что может быть установлено или визуально, или заключением эксперта.
5. Анализируемое преступление признается оконченным с момента совершения интеллектуального или физического подлога, независимо от того, был ли подложный документ в дальнейшем использован.
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальным мотивом — корыстной или иной личной заинтересованностью.
7. Субъект служебного подлога — специальный. В этом качестве могут выступать:
1) должностное лицо;
2) государственный служащий, не являющийся должностным лицом;
3) муниципальный служащий, также не являющийся должностным лицом.
8. Квалифицированный состав данного преступления предполагает наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (об этом признаке см. комментарии к ст. 285 УК).
Статья 292. Служебный подлог
1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к Ст. 292 УК РФ
Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ , исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.
———————————
В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) (РГ. 2010. 2 авг.) дается понятие электронного документа. Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2). Электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Понятие электронной подписи раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10.07.2012) (РГ. 2011. 8 апр.). Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.
Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.
Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.
2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.
Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.
Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).
Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.
Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).
3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.
Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.
4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.
5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.
6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).
Статья 292 УК РФ. Служебный подлог
Новая редакция Ст. 292 УК РФ
1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к Статье 292 УК РФ
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате его совершения может быть нарушено не только нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, но и облегчено совершение других, более опасных, чем сам служебный подлог, преступлений, таких, как злоупотребление должностными полномочиями, различных форм хищений и др.
2. Объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.
3. Обязательным признаком служебного подлога является предмет посягательства — официальный документ.
3.1. Под официальным документом понимается письменный акт, выполненный на бумажном или электронном носителе, исходящий от того или иного структурного звена госаппарата, удостоверяющий конкретные факты и события, которые влекут для использующих их лиц определенные юридические последствия. Данные документы должны быть надлежащим образом составлены и содержать необходимые реквизиты (номер, дату, штамп, печать, подпись соответствующего должностного лица). К таковым, в частности, относятся официальные регистрационные книги (например, книги органов загса и т.п.), журналы (например, журналы учета информации в дежурных частях ОВД) и другие документы, удостоверяющие определенные события и факты (трудовая книжка, паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении и т.п.).
3.2. Как правило, официальные документы оформляются в письменной форме. Вместе с тем ст. 11 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ч. 2 ст. 1 ФЗ от 13.12.2001 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» предусматривают возможность придания юридической силы документу, хранимому, обрабатываемому и передаваемому с помощью автоматизированных и телекоммуникационных систем, которые подтверждаются электронной цифровой подписью. Часть 2 ст. 434 ГК также допускает в качестве одной из форм заключения договоров использование электронных средств связи. Таким образом, официальные документы, выполненные в указанной форме, также будут являться предметом данного преступного посягательства.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
3.3. Частные документы могут быть предметом посягательства, предусмотренного коммент. статьей, при условии, что они находятся в ведении государственных органов или организаций.
4. Объективная сторона служебного подлога заключается в одном из указанных в законе действий: а) внесении заведомо ложных сведений в официальные документы либо б) внесении в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание.
4.1. При первой форме подлога в документ вносятся фиктивные, не соответствующие действительности данные. Однако сам документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего. Он изготавливается на официальном бланке, содержит указания должности и фамилии лиц, чьи подписи должны быть на документе, и т.д. (интеллектуальный подлог).
4.2. Вторую форму выполнения объективной стороны служебного подлога составляют действия по внесению в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание. В этом случае в документ, имеющий все необходимые реквизиты и содержащий определенные сведения официального характера, вносятся исправления, в частности, путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог).
4.3. Состав преступления формальный. Преступление окончено (составом) в момент совершения одного из указанных действий вне зависимости от наступления каких-либо материальных общественно опасных последствий. Дальнейшее использование подложного документа требует квалификации по совокупности с соответствующей статьей УК РФ.
4.4. Обязательным признаком объективной стороны служебного подлога является его совершение с использованием виновным лицом своих служебных полномочий. Действия субъекта, не связанные с выполнением обязанностей по службе, не могут быть квалифицированы как служебный подлог.
5. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4 в случаях, когда виновное лицо использует изготовленные им заведомо фиктивные документы для совершения хищения, его действия надлежит квалифицировать по совокупности двух преступлений: как хищение и как служебный подлог.
6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что он вносит в документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить указанные действия.
6.1. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность (см. п. 4.2 коммент. к ст. 285).
Неправильное оформление документов по небрежности, невнимательности и в иных подобного рода случаях не образует состава служебного подлога. Такое поведение может влечь дисциплинарную ответственность либо при наличии соответствующих признаков квалифицироваться как халатность.
7. Субъектом служебного подлога может быть должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285) или государственный либо муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом (см. п. 5 — 5.2 коммент. к ст. 288).
8. Служебный подлог — преступление небольшой тяжести.
Другой комментарий к Ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Предметом преступления является официальный документ, т.е. документ, принятый органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящий обязательный, рекомендательный или информационный характер. Однако судебная практика исходит из того, что не любой официальный документ в указанном контексте есть предмет служебного подлога. По смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются лишь такие документы, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо документы, которые предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них.
2. Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий: а) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) — предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. Если в результате интеллектуального подлога какое-либо лицо незаконно приобретает гражданство Российской Федерации, содеянное квалифицируется по специальной норме — ч. 1 ст. 292.1 УК; б) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог), — предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.
3. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива: корыстной или иной личной заинтересованностью.
4. Квалифицированный состав преступления предусматривает случаи, когда служебным подлогом существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. Фактически ч. 2 является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Служебный подлог – правовая характеристика и наказание
Становление и развитие государственности неотъемлемо связано с деятельностью чиновничьего аппарата. Работа служащих, реализация государственной власти через представителей на местах нередко связана со злоупотреблением возможностями. Кто-то использует должностные полномочия в личных целях напрямую, другой же чиновник совершает подмену служебной документации. О составе преступления и ответственности за служебный подлог пойдёт речь в статье далее.
Наказание за совершение служебного подлога.
Разновидности преступления
В Российской Федерации должностные лица наделяются рядом прав и полномочий для реализации возложенных на них функций. Рамки служебных возможностей строго регламентированы. В должностных инструкциях и нормативно-правовых актах устанавливается перечень действий, которые уполномочен совершать чиновник. Для характеристики такого преступления, как служебный подлог, стоит выделить виды его реализации:
- создание заведомо ложного документа;
- внесение или исправление данных в существующих бумагах.
То есть, в первом случае происходит подделка рабочей документации, а во втором – вносится неверная информация в фактически действительный документ, что приводит к правовым последствиям.
Комментарий! В практике судов служебный подлог редко является единичным противоправным деянием в деле. Преимущественно, кроме данного преступления, обвиняемый также совершил иные уголовно наказуемые действия: злоупотребление или превышение полномочий, мошенничество, взяточничество.
Предметом служебного подлога являются материальные свидетельствования деятельности служащего, то есть документация. Фальсификации могут подвергаться документы как на бумажных носителях, так и аудио и видеозаписи, фотографии, чертежи и другие разновидности материальных носителей информации.
Признаки для квалификации и состав деяния
При подлоге состав преступления несколько отличается от смежных статей Главы 30 УК РФ. Если при совершении смежных преступных деяний субъектом по составу является должностное лицо, то в данный вид преступления может быть совершен любым лицом. Для наступления уголовной ответственности минимальный возраст виновного – 16 лет. Статья 292 УК РФ определяет объектом преступления нарушенный законный порядок реализации государственной власти. Дополнительный объект – права граждан, организаций, если они были нарушены из-за преступного деяния.
По своей конструкции служебный подлог имеет формальный состав преступления. Данное преступление считается совершённым в момент искажения действительной информации. Важно определить статус документа, который был сфальсифицирован. Квалифицирующие признаки:
- Наличие в документе юридически важной информации.
- Официальная переписка, прошедшая регистрацию.
- Бланк, подписанный или заверенный должностным лицом.
- Документ, имеющий реквизиты органа государственной власти.
В зависимости от статуса информации определяется тяжесть преступления. Субъективная сторона при характеристике состава деяния по статье 292 УК РФ определятся наличием вины и умысла. Умысел признается только прямой, мотив может быть различный, проявляться в виде материальной или личной заинтересованности.
Комментарий! Действия виновного лица всегда происходят осознанно, в случае непонимания своего поступка деяние подлежит квалификации как халатность.
Объективная сторона по данному преступлению определяется в характере действий обвиняемого, направленных на внесение информации или создание заведомо ложного служебного документа. Составом определяется, что действия виновного лица должны соответствовать материальным характеристикам. Примерами является:
- запись текста (вручную или посредством техники);
- дописывание информации;
- исправление (подчистка, правки);
- замена частей документа (удаление/вклейка листов).
Судебная практика определяет, что если служебный подлог совершается в отношении обозначенных законом особых видов документов, то данные действия квалифицируются по специальным статьям УК РФ. Примером является подлог в части миграционных документов, позволяющих приобрести гражданство. В таком случае надо руководствоваться нормами ст. 292.1 УК РФ.
Рекомендации по методике расследования
Методика расследования дел о подлоге имеет свои отличительные особенности. Ответственность за служебный подлог наступает в соответствии с санкционной частью ст. 292 УК РФ. Правильно квалифицированный случай должен отвечать требованиям уголовно правовой характеристики служебного подлога:
- соответствия деяния составу преступления по ст. 292 УК РФ;
- обвиняемое лицо может нести уголовную ответственность;
- предмет подлога относится к служебному документообороту;
- установлен факт наличия умысла и вины.
Для работы правоохранительных служб разработана методика расследования преступлений в сфере деятельности должностных лиц. При расследовании стоит придерживаться такого алгоритма действий:
- Установление совершения подлога. Произойти данный факт может в любой момент. Например, в ходе проведения следствия по другому делу, работая со служебными документами, не связанными напрямую с этим преступлением.
- Произвести выемку документации для последующего возбуждения уголовного дела. Выемка производится в отношении документов, которые подтверждают действительную информацию и фальсифицированную.
- Если замечены визуальные следы исправления данных в документах, то назначается экспертиза. Экспертиза может быть назначена и в случае наличия подозрений на фальсификацию.
- Обязательным пунктом методика расследования выделяет допрос подозреваемых лиц и опрос свидетелей для установления обстоятельств, предшествовавших служебному подлогу. Комментарии сослуживцев обвиняемого могут способствовать становлению мотива совершения подлога.
- Установление действительности иной служебной документации, которая была в доступе виновного лица.
- Определение юридических последствий действий виновного чиновника.
ВАЖНО! Единой методики расследования должностных подлогов не существует. Следовать данной инструкции можно лишь в рамках общей канвы. Каждое следствие индивидуально: различны обстоятельства дела, мотивы, побудившие на совершение преступления, цели, которые преследовало виновное лицо.
Наказание за подмену документации
Уголовная ответственность за совершение подлога установлена нормами ст. 292 УК РФ. Деяние имеет два вида реализации. Основная форма наказания:
- Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Деяние квалифицировано как уголовное преступление, при совершении которого произошло наступление существенных правовых последствий:
- Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
Судебные решения устанавливают конкретные меры наказания для отдельно взятого дела. Для вынесения приговора у суда в наличии имеются материалы слушаний, результаты экспертизы, показания свидетелей, протоколы допроса и иные вещественные доказательства вины или невиновности обвиняемого. Также судьи руководствуются комментариями из судебной практики вышестоящих судов.
Анализ судебных дел подтверждает, что на практике редко служебный подлог выступает как отдельное преступление. В такой ситуации приговор виновным лицам объявляется по совокупности преступлений.