Штраф за непрохождение техосмотра
Штраф за отсутствие техосмотра
Что такое техосмотр и кто его проходит
Технический осмотр — это регламентированная законом процедура анализа состояния транспортного средства, необходимая для выявления неисправностей агрегатов.
Законодатель обязал проводить техосмотр всех видов транспорта, включая личные автомобили и мотоциклы. Норма не действует для новеньких (до 3 лет) легковых и автомобилей массой до 3,5 тонн, полуприцепов и прицепов к ним. Собственники остальных транспортных средств, чтобы не получить штраф за отсутствие ТО, должны помнить об установленной законом периодичности проверок:
- от 3 до 7 лет — раз в 2 года;
- от 7 лет — ежегодно.
- автобусы, такси, задействованные в коммерческих перевозках, — каждые полгода;
- специальные автомобили для перевозки опасных грузов — ежегодно;
- учебные автомобили независимо от возраста — ежегодно.
Где пройти ТО и сколько это стоит
Закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ о ТО позволяет проверять транспортные средства только у аккредитованных операторов. Они по итогам контроля выдают диагностическую карту (она сейчас заменяет техталон). Найти подходящий сервис можно в реестре, который ведет Российский союз автостраховщиков. Обслужить обязаны в любом, независимо от региона регистрации транспорта.
Стоимость процедуры зависит от региона и типа транспорта. Но меньше, чем за 800 рублей, нигде в России получить диагностическую карту на машину категории «В» не удастся.
Чтобы сдать машину на проверку и ездить, не думая, какое наказание за отсутствие техосмотра, водителю понадобятся ПТС (или СТС), удостоверение личности и доверенность, если он не является собственником. Если ТО проходит транспорт, принадлежащий организации, дополнительно понадобятся:
- копия свидетельства о регистрации юрлица;
- копия устава;
- карточка предприятия с основными реквизитами — ИНН, ОКПО, расчетный счет;
- балансовая справка, где прописано количество транспортных средств в компании.
Это ориентировочный список, поскольку ни в Федеральном законе от 01.07.2011 № 170-ФЗ о ТО, ни в другом нормативном акте четкий перечень документов не представлен.
Осмотр осуществляют исключительно на основании договора. Сведения о проверке, включая информацию из диагностической карты о состоянии машины, оператор передает в общую информационную базу. Наличие такой информсистемы позволяет водителям не задумываться, есть ли штраф за отсутствие диагностической карты, поскольку все данные из нее сразу попадают к страховщикам. И они видят, соответствует автомобиль требованиям безопасности или нет, выдавать его владельцу полис ОСАГО (КАСКО) или нет.
Штрафы за отсутствие ТО: действующие и новые
По закону, контролировать техническое состояние транспорта обязаны все. Но инспектор ГИБДД не всегда штрафует автовладельцев. Потому что сейчас в КоАП РФ есть только одна статья, которая определяет, чем грозит отсутствие техосмотра, — это статья 12.1. Часть 2 этой статьи гласит, что наказание последует за управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, специализированным транспортом, предназначенным для перевозки опасных грузов. Указан и размер наказания — от 500 до 800 рублей. Но на обычных водителей этот штраф не распространяется.
Есть еще статья 12.31 КоАП РФ, где указано, когда начнут штрафовать за отсутствие техосмотра должностных лиц и организации. Речь идет о выпуске на линию транспортного средства без проверки технического состояния. За это должностные лица выплатят 500 руб., а организациям придется платить 50 000 руб. Иных норм в законе, которые бы предусматривали санкции за отказ контролировать техническое состояние транспортного средства, нет.
Другой вопрос, что без диагностической карты, которую выдают после ТО в аккредитованной СТО, ни одна страховая компания не продаст автовладельцу страховой полис. И тогда рядовому водителю грозит уже штраф за отсутствие страховки и техосмотра по ст. 12.37 КоАП РФ. Его размер — те же 800 рублей. Правда, если заплатить в течение 20 дней, его сумма уменьшится на 50%.
Перечисленные санкции просуществуют до 27.07.2019. Затем начнут действовать нормы, что будет за отсутствие техосмотра, которые содержит новый Федеральный закон от 26.07.2019 № 219-ФЗ. Благодаря ему, рядовых водителей начнут штрафовать и за отсутствие страховки, и за непроведение ТО.
Все новые санкции — в таблице.
Правонарушение
Штраф (рублей)
Норма КоАП РФ с 27.07.2019
Управление транспортным средством без диагностической карты
Оформление диагностической карты без проведения техосмотра или при проведении контроля, в результате которого выявлено несоответствие требованиям безопасности
- для граждан — от 5000 до 10 000;
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
- для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000.
Передача в информационную систему сведений о проведении ТО, если его фактически не было
- для граждан — от 5000 до 10 000;
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
- для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000.
Выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего ТО
- для должностных лиц — 500;
- размер штрафа за отсутствие техосмотра транспорта юридических лиц — 50 000.
Кто платит: водитель или собственник
Хотя в законе от 26.07.2019 № 219-ФЗ, предусматривающем, когда введут штраф за отсутствие техосмотра и диагностической карты, указаны новые размеры санкций, в нем нет послаблений для правонарушителей. Как в действующей, так и в будущей редакции КоАП РФ санкции предусмотрены для водителей — лиц, которые управляют транспортом, не прошедшим проверку на безопасность. Но если речь идет о наемных работниках, то им уплаченная сумма возвращается. При условии, что работник предоставит все документы, подтверждающие расходы.
Штраф за техосмотр
Процедура прохождения техосмотра знакома каждому водителю, ведь до недавнего времени любой водитель мог попасться сотруднику ГИБДД и получить штраф за техосмотр при его отсутствии. Однако законодательная база имеет свойство постоянно меняться. На сегодняшний день согласно требованиям по использованию транспортных средств прохождение техосмотра можно проверить только у определенных категорий водителей. Однако все не так просто. Давайте рассмотрим вопрос о необходимости прохождения техосмотра в 2020 году.
Напомним, что в настоящее время такой документ, как талон техосмотра, перестал быть действительным. На смену пришла так называемая диагностическая карта/
Условия прохождения техосмотра для различных транспортных средств
Согласно действующим нормам законодательства, установленный период, через который требуется повторное прохождение техосмотра, зависит от вида транспортного средства и его возраста. По общим правилам, если с момента начала эксплуатации прошло менее трех лет, техосмотр не требуется. Следующая точка отсчета – 7 лет. Если транспортное средство младше этого возраста, то повторный техосмотр предусматривается через каждые два года, если старше – каждый год.
Отдельно стоит отметить такие категории транспорта, как:
- такси;
- грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны;
- автобусы (если он вмещает более восьми человек);
- специальный транспорт.
Для указанных видов транспорта прохождение техосмотра действует в течение полугода. Однако в любом случае определяющую роль играет форма эксплуатации того или иного транспортного средства.
Размер штрафа за отсутствие техосмотра в 2020 году
Штраф за езду без техосмотра – от 500 до 800 рублей (КоАП, ст. 12.1). В первый раз сотрудники ГИБДД могут выписать штраф на 500 рублей, при повторном правонарушении размер санкций увеличится до 800 рублей. Повторное нарушение может повлечь лишение прав.
КоАП РФ Статья 12.1. п. 1.1 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Штраф за непройденный техосмотр применяется только к водителям пассажирских ТС (автобусы, микроавтобусы, маршрутки и пр.), грузовых автомобилей, такси и ТС, перевозящих опасные грузы. Водители этих транспортных средств обязаны проходить техосмотр 2 раза в год. Если у водителя машины категории «В» не пройден техосмотр штраф не назначается.
Несмотря на отсутствие наказания, простым водителям так или иначе необходимо прохождение проверки по двум причинам:
- без диагностической карты нельзя получить полис ОСАГО;
- езда на ТС, которое долгое время не проверялось на наличие неисправностей, повышает риск ДТП и подвергает опасности жизнь водителя и других участников дорожного движения.
В 2020 году в Госдумой был принят в первом чтении новый законопроект, ужесточающий наказание за отсутствие факта прохождения техосмотра для всех водителей. Законотворцы предлагают повысить штраф до 2000 рублей для автолюбителей с липовыми диагностическими картами. Фиксировать отсутствие ТО и фальшивые документы будут не только сотрудники автоинспекции, но и камеры наблюдения, установленные на трассах.
Кроме этого, по новому закону предполагается реформировать сам принцип прохождения ТО: всю процедуру будут снимать на видео для подтверждения действительности прохождения осмотра и подлинности полученных после проверки ТС документов.
Кто платит штраф?
За отсутствие технического осмотра штраф накладывается не на хозяина машины, а на водителя. В связи с этим, транспортные компании и организации с личным автопарком мотивированы своевременно проходить процедуру.
Кто рискует получить штраф без техосмотра?
По правилам последней редакции закона штраф за отсутствие техосмотра могут получить только водители таких транспортных средств как:
- такси;
- автобусы;
- грузовые автомобили;
- специализированная техника (при осуществлении перевозки опасных грузов).
Именно у этих участников дорожного движения сотрудники ГИБДД имеют право осуществлять проверку наличия диагностической карты и срока ее действия. Такой подход обусловлен тем, что данные водители имеют более высокую степень ответственности. Мера ответственности может состоять либо в наложенном штрафе размером до 5 000 рублей, либо в лишении прав сроком до трех месяцев. Причем оплачивать взыскание должен будет водитель (гражданин, который находился за рулем). Езда другого лица без техосмотра для владельца транспортного средства не влечет за собой никаких последствий.
Что касается остальных транспортных средств, их водители даже при просьбе со стороны сотрудников внутренних дел имеют право не предоставлять диагностическую карту на проверку. Следовательно, штраф за просроченный техосмотр такие водители получить не могут, поэтому несвоевременное продление сроков его действия не представляет собой критичной проблемы.
Тем не менее, данная услуга остается востребованной. Несмотря на отсутствие вероятности получить штраф без техосмотра для большинства водителей, отказ от его прохождения влечет за собой другую проблему – невозможность оформления полиса ОСАГО.
Такие меры планируется ввести в связи с участившимися случаями ДТП с авто без техосмотра, а также по причине большого числа водителей, ездящих с купленными фальшивыми документами о прохождении ТО. Будьте внимательно: даже если страховая компания не потребует предоставление диагностической карты при оформлении страхового полиса, она имеет право отказать в выплате компенсации в том случае, если в аварию попал автомобиль, не прошедший техосмотр. Другими словами, смысл процедуры страхования теряется, так как не снижает риски участников дорожного движения и не покрывает их расходы.
Кроме этого, прохождение техосмотра имеет весомое практическое значение, ведь он позволяет контролировать текущее состояние автомобиля, тем самым снижая вероятность поломки, которая может вызвать аварию. Обеспечение исправности автомобиля и собственной безопасности водителя представляет собой серьезный аргумент в пользу своевременного прохождения техосмотра для любого транспортного средства независимо от того, существует ли угроза получения штрафа.
Таким образом, можно сделать вывод, что прохождение техосмотра остается обязательной процедурой для ряда водителей, которые управляют указанными категориями транспортных средств, так как в случае просрочки установленных сроков им грозит получение штрафа. Однако данная процедура и получение диагностической карты не теряет своей актуальности и для остальных водителей, так как в противном случае возникают проблемы как с оформлением обязательного полиса страхования ОСАГО, так и с выплатами компенсации при наступлении страхового случая.
Как оплатить штраф за езду без техосмотра?
Со штрафами ГИБДД действует та же система, что с государственными налогами их сборами: то, как их заплатить, решать самому человеку. Назовем основные способы:
- В банке. Для оплаты водитель предъявляет в кассу заполненную квитанцию. Ее бланк скачивается на оф. сайте госслужбы либо оформляется в отделении (операционистом на основе проставления);
- В банкомате/терминале. В устройство вводятся реквизиты – дата постановления, ФИО и адрес. Оплату можно внести наличными либо перевести с карты;
- Через интернет-банк. Деньги переводятся в личном кабинете с любого счета – например, зарплатного. Для оплаты нужен номер постановления, водительского удостоверения или СТС;
- Через платежную систему. Деньги можно перевести с электронного кошелька, открытого в одном из сервисов, – Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi и др. Водитель указывает номер постановления либо свои данные;
- На сайте ГИБДД. В разделе «Проверка штрафов» водители могут не только посмотреть список правонарушений, но и внести плату;
- На сайте госуслуг. Платежи доступны пользователям, которые подтвердили учетную запись. После в систему достаточно внести номер водительского удостоверения и СТС – список правонарушений отобразится автоматически.
Перед оплатой стоит уточнить размер комиссии. Например, госуслуги и сайт ГИБДД совсем не взимают процент, а вот системы вроде Qiwi и Сбербанк Онлайн всегда берут комиссионные отчисления – от 1 до 3,5%.
Уточнены уголовные и административные санкции за нарушения при проведении техосмотра автомобиля
![]() |
ginasanders / Depositphotos.com |
Президент РФ Владимир Путин подписал законы, направленные на совершенствование норм об ответственности участников процедуры технического осмотра транспортных средств (ТС).
Так, Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 207-ФЗ «О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации» введена уголовная ответственность за осуществление деятельности по проведению техосмотра ТС без аккредитации оператора техосмотра в случаях, если наличие такой аккредитации является обязательным. Теперь осуществление соответствующей предпринимательской деятельности без необходимой аккредитации будет грозить штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до полугода. Такая мера позволит более эффективно противодействовать практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры техосмотра.
Зависит ли выбор оператора техосмотра от места регистрации транспортного средства? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
В свою очередь, Федеральным законом от 26 июля 2019 7. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 1 скорректированы нормы об административной ответственности за нарушения при проведении техосмотра. Поправки касаются:
- усиления административной ответственности за осуществление аккредитации операторов техосмотра с нарушением требований законодательства и передачу в ЕАИС техосмотра сведений о проведении техосмотра ТС, в отношении которого техосмотр не проводился;
- установления административной ответственности за нарушение порядка ведения реестра операторов техосмотра, за осуществление технического диагностирования ТС лицом, не включенным в реестр операторов техосмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление такого диагностирования, а также за осуществление деятельности по проведению техосмотра не аккредитованным должным образом лицом;
- введения санкций за управление ТС, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая его допуск к участию в дорожном движении;
- установления подведомственности дел об административных правонарушениях в сфере техосмотра ТС, определения круга органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об указанных административных правонарушениях;
- уточнения правил установления и применения административных наказаний в виде штрафа и дисквалификации за административные правонарушения в сфере техосмотра ТС;
- возможности проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях в области техосмотра.
При этом для целей привлечения к административной ответственности в указанной сфере лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, приравниваются к юрлицам, а технические эксперты в области техосмотра – к должностным лицам.
Изменения в части применения уголовной и административной ответственности начнут действовать с 27 июля 2020 года. Их внесение обусловлено принятием Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ, которым утверждены поправки в порядок организации и проведения техосмотра ТС.
1 С текстом Федерального закона от 26 июля 2019 7. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201907260079).
Штраф за езду без техосмотра
Статья 12.1 КоАП РФ установила штраф за езду без техосмотра. Правда, распространяется она далеко не на всех водителей. В отличие от ранее действовавшей для всех административной ответственности за управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр.
Кто заплатит штраф за езду без техосмотра? Кто обязан проходить техосмотр и в какие сроки? Об этом нарушении в области дорожного движения общие сведения приведем в этой публикации. Дополнительные нюансы можно уточнить у дежурного юриста сайта.
Состав административного нарушения за езду без техосмотра
Состав административного правонарушения в любой области – совокупность обязательных элементов. При наличии которых уполномоченный орган может назначить административное наказание. Санкция статьи 12.1 КоАП РФ устанавливает ответственность в виде штрафа от 500 до 800 рублей. Но имеет особенности в объективной стороне и субъекте.
Не просто управление транспортным средством образует состав правонарушения. Но определенным их видом:
Все эти транспортные средства проходят технический осмотр каждые 6 месяцев.
Всё. Штраф за езду без техосмотра лицам, которые управляют иными транспортными средствами, ГИБДД назначить не может. И даже не имеет право требовать предоставить диагностическую карту на, к примеру, легковой автомобиль. И что бы ни говорил водителю сотрудник ГИБДД, ссылайтесь на п. 2.1.1. ПДД. В перечне документов, которые водитель обязан иметь при себе и представить сотруднику полиции для проверки диагностическая карта (талон техосмотра) отсутствует.
Ответственность за непрохождение техосмотра иных транспортных средств
Если транспортное средство не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий, то штраф за езду без техосмотра не назначат. Однако если владелец такого транспорта не пройдет технический осмотр вовремя, то без диагностической карты он не сможет купить полис ОСАГО. А его наличие необходимо. Когда водитель выезжает на дорогу и управляет автомобилем. Ответственность устанавливает статья 12.37 КоАП РФ.
Самое популярное транспортное средство – легковой автомобиль. Поэтому приведем нормы о прохождении техосмотра для него:
- год выпуска машины не превышает 3 лет – прохождение техосмотра не требуется
- машина от 3-7 лет с года выпуска – каждые 2 года (24 месяца)
- машина “старше” 7 лет – каждые 12 месяцев
Год выпуска водитель может определить, обратившись к ПТС и (или) Свидетельству о регистрации ТС.
В ситуации, когда полис ОСАГО водитель по каким-то причинам сумел получить без прохождения техосмотра, сотрудник ГИБДД все равно не вправе требовать представить документы. И штраф за езду без техосмотра он не назначит.
Штраф за езду без техосмотра в коммерческих перевозках
Выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего технический осмотр, образует состав нарушения. Ответственность за него устанавливает ст. 12.31 КоАП РФ. Административный штраф уполномоченный орган назначит должностному лицу и (или) юридическому. Для первых размер составит 500 руб. Для организаций – 50 000 руб.
Что такое выпуск на линию? Это допуск к участию в коммерческих перевозках. Причем как пассажиров, так и грузов.
Штраф за езду без техосмотра сейчас может назначить только сотрудник ГИБДД. Камеры такое нарушение не фиксируют. Однако реализация таких мероприятий в плана Правительства РФ. Так, возможно внесение поправок, которыми сумма штрафов будет увеличена. Вероятнее всего введут фото- и видеофиксацию техосмотра, оформление электронной диагностической карты.
Таким образом, штраф за езду без техосмотра применяют к ограниченному кругу лиц.