Процессуальные средства защиты потерпевших и свидетелей
Защита прав потерпевших
Содержание статьи
В соответствии с действующим законодательством РФ защита прав и законных интересов лиц, пострадавших в результате совершения преступления, представляет собой одну из ключевых задач уголовного судопроизводства. Как реализуется данная задача? Об этом расскажем в представленном материале.
Правовая основа защиты
Согласно ст. 52 Конституции РФ на государство возложена обязанность по предоставлению лицам, пострадавшим от действий преступников, доступа к правосудию и возмещению причиненного им вреда. Одним из проявлений такой защиты является обеспечение безопасность гражданина в процессе расследования уголовного дела.
Принципы и методы защиты прав потерпевших содержится в следующих нормативно-правовых актах:
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
- Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 г. №119-ФЗ ( далее — Закон №119-ФЗ). Здесь прописана вся необходимая информация, которую должен использовать суд для обеспечения безопасности отдельных категорий лиц в процессе рассмотрения дела;
- Постановление Пленума ВС РФ «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» от 29.06.2010 г. №17. Этот документ устанавливает необходимость применения в определенных случаях ряда мер по защите потерпевших и свидетелей.
Обратите внимание! Ходатайство о защите прав пострадавших и свидетелей должно подаваться практически по всем уголовным делам.
Потерпевший располагает обширными возможностями по защите своих прав. В ч. 2 ст. 42 УПК РФ говорится о его праве на участие в судебном разбирательстве первой инстанции. В ст. 314 УПК РФ прописано, что пострадавший может выразить возражение против рассмотрения дела в особом порядке. Согласно ст. 318 УПК РФ он вправе инициировать возбуждение уголовного дела, отнесенного к категории частного обвинения (путем подачи соответствующего заявления) и в ходе его рассмотрения выполнять функции частного обвинителя.
Защита прав потерпевших — это достаточно сложный процесс, имеющий под собой внушительную правовую основу.
Порядок и принципы осуществления защиты
Основные принципы обеспечения безопасности потерпевших или свидетелей уголовного преступления перечислены в ст. 6 Закона №119-ФЗ.
К таким мерам относятся следующие:
- личная охрана гражданина, его жилья и имущества;
- выдача субъекту специальных средств защиты, связи и оповещения о наступающей опасности;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- временное или постоянное переселение в иное место пребывания или жительства;
- смена места работы или учебы;
- замена удостоверяющих личность документов;
- изменение внешнего вида;
- перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (если лицо находится под арестом или в месте лишения свободы).
Кроме того, следователь может не указывать в протоколе личные данные пострадавшего и свидетелей, а также их близких и родственников. В таком случае вместо настоящих имен и фамилий находящихся под защитой лиц в следственных мероприятиях и судебном процессе будут использованы псевдонимы.
Обратите внимание! Подобную процедуру можно осуществить только после оформления специального уведомления и заверения его судьей.
При необходимости может быть организовано прослушивание разговоров защищаемого. Подобные меры применяются в том случае, когда в отношении потерпевшего или свидетелей имеется явно выраженная угроза вымогательства или насилия.
Система защиты свидетелей и пострадавших также может включать в себя:
- проведение судебных заседаний в закрытой форме;
- допрос, скрытый от третьих лиц;
- передача дела в ведение военного суда (такое происходит с разрешения генерального прокурора в самых крайних случаях).
Существует 2 группы госорганов, на которых возложена обязанность обеспечения защиты отдельных категорий участников уголовного дела:
- органы, принимающие соответствующее решение: суд, следственный отдел, органы дознания и некоторые другие инстанции;
- органы, занимающиеся непосредственной реализацией мер безопасности: ФСБ, органы контроля над оборотом наркотиков и психотропных веществ, воинские части, уголовно-исправительная система, иные государственные органы.
Процедура обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших реализуется согласно следующему алгоритму:
- сбор письменных заявлений от претендентов;
- проверка поданных заявлений на предмет обоснованности просьб (осуществляется в течение 3 суток);
- принятие решения о предоставлении защиты либо об отказе;
- подготовка по выбранным мерам безопасности.
Законодателем установлены определенные принципы, на базе которых должна выстраиваться защита потерпевшего:
- принцип законности (каждому элементу и каждой процедуре должна соответствовать определенная статья или глава в законах РФ);
- принцип уважения свобод и прав гражданина;
- принцип взаимной ответственности госорганов;
- защита прав потерпевших должна осуществляться только под прокурорским надзором и специальным контролем;
- используемые меры безопасности не должны мешать реализации прав находящихся под защитой лиц.
Юридические услуги для потерпевших
Некоторые виды уголовных дел возбуждаются по заявлению потерпевшего. Для того, чтобы добиться быстрой и эффективной реакции правоохранительных органов на подобное ходатайство, необходимо грамотно и четко изложить все обстоятельства случившегося. Поэтому наилучшим решением в данной ситуации будет обратиться за помощью к квалифицированному юристу.
Специалист поможет составить текст обращения, определив юридически значимые моменты происшествия, окажет поддержку при даче первичных показаний, поможет собрать необходимые для обоснования вашей позиции доказательства, а также будет постоянно взаимодействовать с госорганами для достижения наилучшего результата.
Обратите внимание! Заявление о возбуждении уголовного дела и данные на этом этапе объяснения становятся важными доказательствами в уголовном деле, а допущенные ошибки могут привести к осложнению правовой позиции заявителя.
В соответствии с нормами действующего законодательства права и интересы пострадавшей стороны в уголовном процессе может представлять ее доверенное лицо. Согласно ч. 1 ст. 45 УПК РФ на стадии предварительного расследования, а также и при рассмотрении уголовных дел в суде таким представителем может выступать только адвокат.
В процессе предварительного следствия адвокат даст доверителю необходимые консультации относительно выбора тактики поведения, а также примет непосредственное участие во всех процедурах, к которым будет привлекаться его клиент в ходе расследования преступления.
До начала судебного процесса адвокат тщательно исследует все материалы дела, чтобы максимально обезопасить клиента.
В случае, если вы не согласны с вынесенным приговором, адвокат обжалует его.
На любой стадии уголовного дела своевременное обращение к специалисту является гарантией надежной защиты прав потерпевшего.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ
«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
С изменениями и дополнениями от:
29 декабря 2004 г., 24 июля 2007 г., 5 апреля, 28 декабря 2010 г., 30 ноября 2011 г., 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 7 февраля 2017 г.
Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в преамбулу к настоящему Федеральному закону внесены изменения
Настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
Президент Российской Федерации
20 августа 2004 года
Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
Определен перечень участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, органы, обеспечивающие государственную защиту, а также виды государственной защиты.
Установлены права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту, а также ответственность за нарушение требований Федерального закона.
Определен порядок финансирования и материально-технического обеспечения государственной защиты.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 25 августа 2004 г. N 155-156, в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. N 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3534
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 352-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Защита пострадавших от преступлений
Защита потерпевших от различного рода преступлений должна быть построена на принципе состязательности с обвиняемой стороной. Любого рода полномочия, благодаря которым можно в корне изменить ход расследования, гарантируют обеспечение безопасности для лиц, пострадавших от преступных деяний.
Именно от того, как правильно и последовательно происходит реализация этого статуса, зависит вынесение судом приговора. В частности, благодаря применению этого права, по решению суда возможно получение полного возмещения за весь ущерб, а также справедливое наказание виновного.
Принимая во внимание тот факт, что защита обвиняемого лица должна проводиться с участием профессионального защитника, лучше всего пригласить аналогичного специалиста и для пострадавшей стороны.
Юридическое основание защиты
Какая же юридическая основа есть у обеспечения безопасности пострадавшего и свидетеля во время судебного производства по уголовному делу? Необходимость обеспечения защиты таких участников процесса установлена в отдельных статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Некоторые требования к обеспечению таких мер поддержки содержатся в Федеральном законе № 119.
Именно в последнем законодательном акте содержатся исчерпывающие нормы, которые применяются судом по отношению к той или иной категории лиц-участников уголовного процесса.
Постановление Верховного суда № 17 также содержит сведения о том, что в некоторых определенных случаях нижестоящие суды вправе применять меры защиты, направленные на предоставление безопасности лицам, пострадавшим от преступных деяний, и свидетелям. Такие ходатайства распространяются практически на все уголовные дела.
Скачать для просмотра и печати:
Важно! Защита потерпевших от преступлений и свидетелей противоправных деяний — это сложный процесс, который имеет обширную нормативную базу.
Меры защиты: первая группа
В соответствии с нормами статьи 6 Федерального закона, в рамках уголовного процессуального права устанавливается целый перечень мер защиты, которые используются по отношению к пострадавшей стороне и свидетелю. В частности, к ним относятся:
- Личная охрана, а также может осуществляться охрана имущества: включая жилье;
- Необходимо отрегулировать связь, по которой будет происходить оповещение в случае чрезвычайных ситуаций;
- У потерпевшего и свидетеля должны быть средства индивидуальной защиты, которыми они могут воспользоваться в случае нападения или при возникновении иной незапланированной ситуации;
- У охраны должны быть все сведения о лице, находящемся под защитой;
- Определенные сведения о пострадавшем или свидетеле должны быть конфиденциальны.
В отдельных случаях мероприятия, направленные на обеспечение безопасности таких участников судебного процесса, могут носить более радикальный характер, в частности:
- Внесение изменений в сведения, содержащиеся в документации о защищаемых лицах;
- Предоставление другого места жительства для постоянного проживания;
- Изменение внешности защищаемого лица;
- Изменение места трудовой или учебной деятельности;
- Временная изоляция в безопасном месте;
- Иные мероприятия, направленные на то, чтобы обезопасить пострадавшего или свидетеля уголовного преступления от действий обвиняемого.
Меры защиты: вторая группа
Защита пострадавшей стороны или свидетеля преступного деяния может быть осуществлена и другими, менее радикальными способами. К примеру, следователь не отражает сведения об их личности в протоколе. Как правило, под эту систему попадают близкие люди и родственники пострадавшего лица.
Однако проведение такой процедуры возможно только в тех случаях, когда у следователя на руках есть специальное уведомление, заверенное судьей. В такой ситуации при заполнении документов и в ходе судебного процесса защищаемый будет отражен под псевдонимом.
Важно! По закону, у следователя есть право установить систему прослушивания телефонных и прочих видов переговоров между защищаемым гражданином или иными лицами. Применение такого рода мер требуется, как правило, только в тех случаях, когда у сотрудников правоохранительных органов есть все основания полагать, что речь идет о вымогательстве и попытке получения выкупа. Применяется только в отношении устройств связи самого потерпевшего/свидетеля при наличии его согласия на это.
Помимо этого, защита пострадавшей стороны и очевидца преступления предполагает использование следующих мер второй группы:
- Судебное заседание проводится в закрытой форме, то есть, в зале суда могут присутствовать только граждане, которые принимают непосредственное участие в процессе;
- Допрос проводится один на один с дознавателем или следователем. Присутствие посторонних лиц во время этого процесса не допускается.;
- В отношении военнослужащих действует отдельная система мер.
Группы органов защиты
Федеральный закон № 119 регламентирует порядок возложения обязанности по защите пострадавших лиц и свидетелей преступного деяния на определенные инстанции. Соответственно, такие государственные органы принимают решение о необходимости проведения защиты, выбирают способы обеспечения безопасности этой категории граждан, а также берут на себя проведение всех необходимых мероприятий.
По закону, есть две группы органов, которые занимаются обеспечением защиты пострадавших лиц и свидетелей преступного деяния.
- Первая группа — это органы, которые принимают решение о необходимости установления мер защиты в отношении пострадавшего гражданина или свидетеля преступления. К этой категории относятся судьи, руководители следственного отдела или сами следователи, руководители органов, осуществляющих дознание, прочие лица и инстанции;
- Вторая группа государственных учреждений — органы, которые занимаются применением мер безопасности по отношению к защищаемому.
Следовательно, оформление и обеспечение защиты пострадавших в результате преступных деяний обвиняемого или свидетелей такого преступления — это комплекс процедур, которыми занимается довольно большое количество различных государственных инстанций.
Механизм осуществления защиты
На уровне федерального законодательства регламентирован порядок, по которому происходит реализация программы мер социальной защиты потерпевших и свидетелей преступления. В соответствии с требованиями 119 Федерального закона, проведение этих мероприятий должно быть осуществлено в несколько отдельных этапов, обеспечением каждого из которых занимается отдельный орган государственной власти.
- Первое, что необходимо сделать для начала защитных мероприятий — собрать письменные заявления лиц, которые будут находиться под защитой. Конечно, без получения согласия от пострадавшего лица и свидетеля преступления применение мер защиты невозможно;
- После получения согласия, уполномоченные государственные органы должны проверить заявление о предоставлении защиты. По закону, на проведение такого мероприятия им отводится 3 рабочих дня. Принятие решения по истечении этого срока считается нарушением норм законодательства и может стать причиной жалобы в вышестоящий государственный орган;
- По результатам проверки полученного заявления, специалист выносит решение об отказе в предоставлении мер защиты или о согласии в применении такой меры поддержки. В обоих случаях заявитель должен получить мотивированное письмо, в котором отражаются причины принятия того или иного решения;
- Если в результате проверки полученного заявления, уполномоченный орган принимает решение о необходимости обеспечения защиты пострадавшего или свидетеля, соответствующие специалисты начинают подготовку к проведению этих мероприятий.
Для справки: Как показывает практика, далеко не все граждане довольны уровнем предоставления такого рода услуг от государственных органов. Конечно же, представители учреждений хвалят себя и говорят о том, что такие мероприятия проводятся на высшем уровне.
Однако специалисты же сходятся во мнении, что мероприятия, направленные на обеспечение безопасности потерпевшего и свидетеля в Российской Федерации далеки от совершенства.
Средства обеспечения защиты
Защита пострадавшего или свидетеля преступного деяния на территории Российской Федерации не может осуществляться без наличия соответствующего материального, технического или финансового обеспечения.
По нормам законодательства, приобретение любого необходимого оборудования, требующегося для обеспечения безопасности потерпевшего от обвиняемого в преступлении, должно проводиться за счет средств государственного бюджета.
Контролировать правильность использования денежных средств и их целевое направление должна система органов безопасности.
Внимание! По закону, возложение любых расходов на лицо, находящееся под защитой, невозможно.
Именно по этой причине любые финансовые требования, которые исходят от органов, обеспечивающих безопасность, противозаконны и могут быть обжалованы в суде или ином вышестоящем государственном органе (к примеру, в прокуратуре).
Ответственность
Федеральное законодательство России регламентирует основанные элементы привлечения к ответственности лица, который виновен в нарушении действий по обеспечению государственной защиты.
При этом к мерам ответственности может быть привлечено как должностное лицо, не справившееся со своими обязанностями, так и защищаемый гражданин, который отказался от выполнения каких-либо мероприятий, направленных на обеспечение его безопасности.
К примеру, пострадавший или свидетель может быть привлечен к ответственности в тех случаях, когда он захочет продать, заложить или подарить имущество, которое было получено от государства в целях выполнения мероприятий, направленных на защиту такого лица.
Закон о защите свидетелей
В российском законодательстве предусматривается особая защита свидетелей преступлений. Все вопросы, связанные с ней, регулируются Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — Закон № 119-ФЗ), а также Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ (УК и УПК).
Вышеупомянутый закон определяет круг лиц, которые подлежат государственной защите, а также органы, её осуществляющие. Также в этом нормативно-правовом акте описаны виды, основания и порядок осуществления данной процедуры.
Подобные законодательные акты имеются во всех прогрессивных правовых системах, поскольку свидетели уголовных преступлений действительно нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности.
Обратите внимание! Согласно закону специальная защита также предоставляется потерпевшим и остальным участникам уголовного судопроизводства.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с защитой свидетелей, то вам следует помнить, что:
- Все случаи уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе
В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:
- частный обвинитель и его законный представитель;
- гражданские истец, ответчик и их законные представители;
- подозреваемый и его защитник;
- обвиняемый и его защитник;
- подсудимый и его защитник;
- осужденное или оправданное лицо;
- лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
- эксперты;
- переводчики;
- специалисты;
- понятые;
- педагоги;
- психологи;
- родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.
Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться. Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.
Основания для защиты свидетелей и потерпевших
Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Закона № 119-ФЗ, основанием для предоставления государственной защиты прав потерпевших и свидетелей является наличие угрозы их жизни, здоровью и (или) имуществу. Помимо этого, законом предусматриваются меры социальной поддержки защищаемых лиц в том случае, если они необходимы в связи с их участием в уголовном процессе.
Обратите внимание! Меры защиты лиц в уголовном процессе принимаются только в том случае, когда имеются данные о присутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица либо его имуществу. Данная угроза должна быть связана с участием такого лица в процессе.
Для предоставления государственной защиты лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве, его родственник или близкий должны подать соответствующее письменное заявление в соответствии со ст. 16 Закона № 119-ФЗ. В случае принятия решения о предоставлении государственной защиты без подачи письменного заявления участники уголовного судопроизводства, по отношению к которым будут применяться данные меры, должны дать письменное согласие. Такое же согласие требуется и от совершеннолетних членов их семьи в случае, если применение мер защиты затрагивает их интересы.
Согласно ст. 17 Закона № 119-ФЗ меры социальной поддержки применяются в случае смерти либо гибели защищаемого лица, а также при причинении вреда его здоровью либо нанесения телесного повреждения в связи с его участием в уголовном процессе.
Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности
Меры безопасности, принимаемые по отношению к защищаемым лицам, регламентированы ст. 6 Закона № 119-ФЗ. К таким мерам относятся:
- обеспечение неразглашения сведений о защищаемом лице (запрет операторам персональных данных выдавать какую-либо информацию о защищаемом лице, смена номера телефона, гос. номеров транспортного средства защищаемого лица);
- перемена места работы (учебы);
- замена старых документов на новые;
- перемена внешности;
- переселение на иное постоянное место жительства либо временное перемещение в безопасное место (с возмещением всех расходов, связанных с переездом, а также с гарантией трудоустройства и оказания материальной помощи);
- выдача спецсредств (бронежилет, электрошокер, газовый баллончик) для обеспечения индивидуальной защиты, а также средств оповещения об опасности и связи с органом, осуществляющим защиту(сотовый телефон, портативное радиоустройство, пейджер);
- предоставление личной охраны, а также охранные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.
Вышеперечисленные меры обычно применяются в целях защиты свидетелей в уголовном процессе и осуществляются в соответствии с «Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 630.
По отношению к лицу, которое содержится под стражей или отбывает наказание, применяются дополнительные меры для обеспечения безопасности, к которым относится перевод такого лица в другое место для отбывания наказания или содержания под стражей.
Отдельно стоит сказать об обеспечении безопасности военнослужащих. По отношению к этой категории граждан меры безопасности, перечисленные в ст. 6 Закона № 119-ФЗ, применяются с учетом особенностей прохождения военной службы. В целях обеспечения защиты военнослужащих может применяться их перевод (командирование) в другую воинскую часть либо военное учреждение. Согласно ст. 13 Закона № 119-ФЗ данная мера применяется как к защищаемым военнослужащим, так и к тем лицам, от которых исходит угроза. Для перевода необходимо письменное согласие военнослужащего. Кроме того, при переводе военнослужащий должен быть назначен на равную должность.
Органы защиты свидетелей и потерпевших
Органы, которые осуществляют защиту свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном судопроизводстве, перечислены в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. Все они делятся на три категории:
- те, кто ответственен за принятие решения об осуществлении мер гос. защиты (суд, начальник органа дознания, следователь с согласия руководителя следственного органа либо сам этот руководитель);
- те, кто осуществляет такую защиту (МВД, ФСБ, военная полиция, командование воинских частей, таможенные органы, учреждения ФСИН и иные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ могут быть возложены обязанности по осуществлению мер безопасности);
- те, кто предоставляет социальную поддержку (органы, уполномоченные Правительством РФ).
Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления
Порядок осуществления защиты свидетелей, потерпевших и остальных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предусмотрен ст. 18 Закона № 199-ФЗ. Согласно этой статье данная процедура на стадии предварительного расследования, во время ведения уголовного дела и после вынесения решения суда осуществляется по одной и той же процедуре.
Представитель органов, принимающих решение о необходимости применения мер охраны, после получения письменного заявления от гражданина обязан проверить его и дать ответ в течение 3-х дней. Такая проверка осуществляется при взаимодействии с органами, осуществляющими государственную защиту. Если в течение этого времени не удается провести проверку, представитель органа должен представить мотивированное ходатайство в орган, принимающий решение о применении мер охраны, о продлении такого срока на 30 суток (максимум).
Обратите внимание! В случаях, которые не терпят отлагательства (например, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемого лица) решение о предоставлении государственной защиты должно быть принято немедленно.
После проведения проверки орган, принимающий решение о необходимости государственной защиты, получает письменные результаты проверки, в которых содержится информация о наличии (отсутствии) реальной угрозы для защищаемого лица. Мотивированное постановление (определение) о принятом решении высылается в органы, осуществляющие государственную защиту, а также самому защищаемому лицу.
Обратите внимание! Постановление (определение) об отказе либо о предоставлении государственной защиты обжалуется в прокуратуру, суд либо вышестоящий орган. Такая жалоба рассматривается в течение одних суток с момента ее поступления.
Необходимые меры безопасности и способы их применения определяются органом, осуществляющим гос. охрану. Он должен проинформировать о принятых мерах орган, принявший решение о предоставлении государственной защиты.
С защищаемым лицом заключается договор. В данном договоре подробно описываются:
- избранные меры по обеспечению безопасности и условия их применения;
- права и обязанности сторон;
- персональные данные, подлежащие защите (в случае избрания такой меры, как соблюдение условий конфиденциальности защищаемого лица).
Законом также предусматривается обеспечение психологической поддержки защищаемого лица.
Решение об обеспечении мер социальной поддержки в отношении родственников лица, погибшего либо пострадавшего в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, также принимается уполномоченным органом по заявлению гражданина. Срок для принятия такого решения аналогичный — 3 суток. В данном случае указанный срок не может быть продлен на 30 суток. Постановление (определение) об отказе либо предоставлении мер социальной поддержки обжалуется в прокуратуру, вышестоящий орган либо в суд, только рассматривать такую жалобу будут в течение месяца. В случае принятия положительного решения, оно направляется гражданину, подавшему заявление об обеспечении мер социальной поддержки, а также органу, такую поддержку предоставляющему. Последний обязан предоставить указанную поддержку в течение 10 суток.
Согласно ст. 20 Закона № 119-ФЗ установленные меры безопасности могут быть отменены. Делается это по письменному заявлению защищаемого лица. Также данное действие может быть осуществлено в результате подачи письменного заявления органа, осуществляющего государственную защиту, в случаях, когда:
- были устранены основания для их применения;
- гражданин отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим меры государственной защиты;
- защищаемое лицо нарушает условия заключенного договора, в связи с чем дальнейшее обеспечение его безопасности невозможно.
Письменное заявление об отмене мер безопасности рассматривается уполномоченным органом в течение трех суток, после чего по нему выносится решение, которое также может быть обжаловано в суд, прокуратуру либо вышестоящий орган. В течение 24 часов вышеуказанный орган обязан рассмотреть жалобу.
Составить необходимое заявления о применении или об отмене мер безопасности помогут юристы, позвонить которым можно по указанным на сайте телефонам.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.