Нарушение авторских прав примеры из жизни

7 самых курьёзных случаев нарушения авторских прав в истории

10 апреля 1710-го года в силу вступил первый в истории Закон об авторском праве. Предлагаем вам подборку самых курьёзных случаев в истории, связанных с нарушением авторских прав.

1. Пират преследует пиратов

Почти в каждой стране мира с развитой экономикой существуют так называемые «пиратские партии», выступающие за отмену авторских прав и распространение любого копирайта в свободном доступе, будь то книга, программа, произведение искусства или научные исследования. Одной из самых известных является Политическая Пиратская Партия Германии. Известной она стала благодаря одному из своих лидеров, молодому политику и непримиримому противнику Закона об авторском и смежном праве Юлии Шрамм.

Купить книгу Юлии Шрамм на Амазоне

Шрамм занялась политикой в возрасте 20-ти лет. Она открыто выступала за отмену авторского права и приобрела в Германии определённое влияние. Так продолжалось, пока в возрасте 26-ти лет Шрамм не написала и не издала книгу «Кликни меня. Признания интернет-эксгибиционистки», посвящённую как раз свободе распространения информации и другим подобным вопросам. Шрамм заключила договор с издателями, книга была опубликована, и тут-то и случился казус: книга очень быстро стала бестселлером. Уже через неделю после выхода она появилась в электронных библиотеках, на файлоообменниках — в общем, широко распространилась по сети.

И Шрамм это не понравилось. Лидер пиратской партии совместно с издательством начала преследовать пиратов. Разумеется, это совсем не то поведение, которого общественность могла ожидать от такого человека, как Юлия, но, как оказалось, если написанная тобой книга хорошо продаётся, то все высокие политические идеалы забываются довольно быстро.

2. Иск компании «Фаргус»

Справедливости ради стоит отметить, что предыдущий случай — не единственный, когда пираты начинали судебное преследование других пиратов. Большинство из вас наверняка помнит, что в 1990-е годы на прилавках магазинов с дисками можно было найти диски с играми под лейблом «Фаргус» — так называлась фирма, специализировавшая на продвижении иностранных игр на российский рынок. Напомним, что в 1990-е годы свободного доступа в интернет ещё не было, а о скачивании каких-либо игр и говорить нечего.

Итак, компания «Фаргус» делала переводы иностранных игр, записывала их на диски и продавала. Владельцы авторских прав за рубежом никаких отчислений с этого не получали. Переводы от «Фаргуса» долгое время считались лучшими, но со временем их качество существенно снизилось. Не последнюю роль в этом сыграли другие пираты, ставившие на собственные диски с локализацией игр логотип «Фаргуса», хотя отношения к компании не имели. В 2005-м году настоящий «Фаргус» решил, что хватит это терпеть, и подал иск на одну из торговых точек, использовавших его логотип. Иск был отклонён, и повторные попытки засудить злокозненных пиратов уже не предпринимались. Позже абсурдность иска обсуждалась многими авторитетными источниками.

На сегодняшний день компания «Фаргус» прекратила своё существование.

3. Церковь Копимизма

Организации в поддержку пиратства могут быть не только коммерческими. Так, например, существует «Миссионерская Церковь Копимизма», и согласно законодательству Швеции, где она была основана в 2010-м году, Церковь Копимизма официально считается религией.

Разумеется, это сообщество выступает за свободу информации в интернете. Согласно церковным догмам файлообмен — священен, а обмен знаниями — неотъемлемое духовное право человека, ограничивать которое недопустимо. Разумеется, копирование и распространение информации церковью поощряется, более того, считается знаком признательности к автору.

Для того чтобы стать копимистом, надо просто себя им признать. Церковь Копимизма принимает в своё лоно любого человека, заявившего о себе подобным образом, и регистрироваться где-либо необязательно. Официальным символом церкви является пирамида с буквой К внутри, но копимист может использовать любые религиозные символы, какие сам сочтёт нужным, и даже придумывать новые. Также священными считается комбинация клавиш Ctrl+C и Ctrl+V — «копировать» и «вставить» соответственно. Не менее священны точки доступа в интернет.

Вообще, быть копимистом довольно выгодно. Представьте: вы незаконно разместили контент на пиратском ресурсе, подверглись преследованию организаций по защите авторских прав, а в итоге в качестве защиты сослались на своё вероисповедание.

4. «Читай легально»

В России пиратских ресурсов больше, чем в любой другой стране мира — чего стоят многочисленные торрент-трекеры, где можно скачать всё, что душе угодно: фильмы, программы, игры, книги. Специально для распространения книг в интернете существует огромное количество электронных библиотек, где книги находятся в свободном доступе, и где их свободно может скачать любой желающий. Разумеется, существование таких библиотек ежегодно наносит книгопечатному рынку ущерб в размере нескольких миллионов рублей.

Логотип «Читай легально»

В Дании, Норвегии и Швеции специально для поддержки авторов, чьи произведения скачиваются и прочитываются бесплатно, создан специальный механизм, именуемый «право общественной выдачи» — писатели получают компенсацию из государственного или регионального бюджета за свои бесплатно отданные произведения.

В России подобная система вряд ли когда-нибудь будет реализована, зато приняты другие меры. Всего несколько дней назад, пятого апреля 2013-го года, стартовал проект «Читай легально» — первая в России официальная антипиратская кампания, которую поддерживают такие гиганты, как «Роспечать», Российский книжный союз, компании «ЛитРес» и «Иви», издательство «Эксмо» и другие. Писатели и издатели надеются, что это поможет стабилизировать книжный рынок в России.

5. Спешащий идиот

В судебной практике по делам об авторском праве встречается термин «Спешащий идиот». Он означает некое гипотетическое лицо, которое может перепутать похожие товарные знаки совершенно разных брендов, и используется, когда нужно опровергнуть обвинения относительно их схожести.

Впервые термин был использован английским судьёй Джастисом Фостером в 1978-м году. Газета Morning Star подала в суд на компанию Express Newspapers за то, что та собиралась наладить выпустить на рынок Daily Star. Истец иск проиграл, поскольку не смог по требованию судьи доказать, что использование ответчиком названия Daily Star напрямую вредит его бизнесу. Самым примечательным фактом в этой истории является фраза судьи: «Если кто-либо поместит эти газеты рядом, лично я сочту, что они отличаются друг от друга настолько во всех возможных отношениях, что только спешащий идиот может их перепутать».

В дальнейшем выражение не раз цитировалось в других подобных судебных процессах. В последний раз это было сделано юристами компании Apple Computer, ставшим ответчиками по делу о схожести лейблов. Иск подала звукозаписывающая студия Apple Corps. Надо отметить, что лейблы действительно похожи — в обоих случаях это изображение яблока. Юристы Apple Computer заявили, что сервис распространения музыки iTunes перепутать с музыкальным лейблом Apple Corps может только вышеозначенный спешащий идиот. Впрочем, в этот раз аргумент не сработал, и Apple Inc. (так компания стала именоваться в 2007-м году) была вынуждена отказаться от использования «яблочного» логотипа в связи с музыкальными записями.

6. Государство, нарушившее закон об авторском праве

В СССР закона об авторском праве не было вовсе. Дело в том, что, как мы помним, идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. Известным примером такого положения дел служат пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Отметим, что бесплатно советские меломаны получить пластинки не могли, их надо было покупать.

Известен только один случай, когда автору удалось отсудить у СССР значительную денежную сумму. Это сделал знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. В 1922-м году он покинул родину и начал выступать с гастролями по всему миру, после чего поселился во Франции. Ещё до отъезда он в соавторстве с Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни». Разумеется, книга была опубликована в СССР, и Шаляпин в 1930-м году обратился с иском в парижский Коммерческий трибунал. Он требовал, чтобы правительство СССР компенсировало ему материальный урон от нарушения его авторских прав. Через год суд признал ответчика виновным и обязал СССР выплатить певцу 10 000 франков — в то время это были большие деньги.

7. Известная песенка под защитой авторских прав

Наверняка вы помните песенку «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо.

Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. Старшая сестра, Пэтти, была директором детского сада, а младшая работала в том же садике пианисткой. Изначально песенка называлась «Good Morning to All» и предназначалась для приветствия группой детей нового ученика. Позже авторские права на мелодию перешли к родственникам сестёр, и в итоге песенка трансформировалась в версию, которая знакома нам сейчас.

В 1935-м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030-м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух млн долларов ежегодно.

Впрочем в других странах, например, в Канаде, совсем другие законы, согласно которым время действия авторских прав включает жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Таким образом, там срок уже истёк, песенка стала считаться народным достоянием, и её может использовать кто угодно в любых целях.

Авторское право примеры

1.1. Вы можете использовать на своём сайте задачи и примеры указанного автора, но с соблюдением обязательных условий:

1) в качестве примера или иллюстрации в объёме, оправданной целью, которая может быть учебной или информационной, но никак не извлечение прибыли (при этом стоит воздержаться от полного копирования учебника, только одна-две ссылки на примеры и задачи конкретного автора);
2) при этом вашей обязанностью должно быть указание на автора и источник заимствования. Например, Иванов А.А. «Задачи и примеры для 1-го класса», издательство «____»

Читать еще:  Образец заполнения доверенности в пенсионный фонд

2.1. Согласно ст.1229 Гражданского кодекса РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (товарного знака) без разрешения правообладателя является незаконным и влечёт ответственность, установленную законодательством. Ответственность за незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности может наступить даже в случае их использования в некоммерческих целях.
Однако, если Вы законно приобрели брендовые игрушки (у законных правообладателей) и сможете это доказать, Вы вправе их дарить.

3.1. Что Вам мешает заключить договор авторского заказа? (в соответствии со ст. 1288 ГК РФ) Пропишите в нем важные для Вас тонкости. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

3.2. Вячеслав рекомендую вам составить договор в котором, среди прочих, будут условия защищающие ваши авторские права, ну и время от времени регистрируйте свои разработки.

4.1. Евгений!
Для того, чтобы избежать нарушения авторского права данных исполнителей, Вам необходимо связаться с ними, либо их представителями, для получения разрешения на использование объектов авторского права. В данном соглашении необходимо будет отразить объем использования тех или иных произведений, цели использования, а так же срок.
Это будет нелегко, но при должном упорстве у Вас все получится!

С уважением, Ян Прядкин!

4.2. чтобы не нарушить их авторское право вам нужно заключать с ними агентский договор Это минимум Спасибо за ваше обращение на наш сайт удачи вам и всего хорошего.

5.1. Если Вы все разрабатываете игру, так и зарегистрируйте весь коллектив разработчиков. Тогда не будет проблем с ответственностью.

6. Какие штрафы налагают на физ. лицо, за нарушение авторского права? 2. Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца? Если ты к примеру продаешь как физ. лицо к примеру тренажер через интернет? В месяц около 100 продаж.

Заранее большое спасибо за ответ.
С Уважением Андрей.

6.1. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

7.1. Если указанные вами персонажи будут размещены на товарах, который вы продаете. Это будет нарушением авторских прав. За такое вы можете быть привлечены к административной ответственности. Также правообладатель может обратиться в суд с требованием о возмещении причинённого ущерба.

8.1. В данном случае у вас будет незаконное использование товарного знака, и вас могут привлечь к административной ответственности, штраф от 5000 до 10000 руб.

9.1. Идея как самостоятельный объект не охраняется. Только само произведение.

10.1. Да, обязательно ст.24 Конституции РФ. Условия согласовали?

11. Могу ли я делать небольшие вырезки из фильмов (старых или новых), соединять эти вырезки и выкладывать в сеть, с целью заработка на рекламе?

Грубо говорят вырезать из старого фильма несколько кадров, общей сложностью к примеру 5-10 минут и выложить их в сеть? Это считается нарушением авторских прав?

11.1. Да, без получения разрешения, будет нарушением авторских прав.

12. Можно ли задавать Вам вопрос по поводу авторского права в США и интернете?

Сайт спортивной лиги разместил у себя на сайте видео для просмотра и возможности делится им. Если это видео я размещу у себя на сайте, считается ли это, что я нарушу права этой компании?

Пример:
http://m.mlb.COM/video/
http://www.nfl.COM/videos

2. Если это официальный канал на YouTube — можно ли размещать видео у себя на сайте?
Большое спасибо.

12.1. И в первом и во втором случае — нарушите их права, если разместите без разрешения.

13.1. Обратиться в РАО с этим вопросом.

14.1. Олег Евгеньевич, не соглашусь с коллегой, у Вас есть серьезные основания для опасений. Если в суде автор фото сможет представить доказательства авторства (не важно какие, суд будет давать им оценку), Вас могут обязать выплатить убытки автора и компенсацию до 5 млн. руб. (ст. 1301 ГК РФ). Стоит ли так рисковать, используя чужие фото без согласия автора?

14.2. В том случае, если изображение (фото) на сайте не содержит первоисточника — уже не явл. автор. Изображением.

Если Вы применяете под изображением то, что было указано в интернете — также не явл. нарушением авт. прав.

14.3. Использование фото без разрешения автора, равно как и без ссылки на автора, является нарушением авторского права. То, что используемые вами фото находятся в свободном доступе, не говорит о том, что на них не распространяется действие закона. Однако стоит заметить, споры по неправомерному использованию контента, достаточно редки в отечественной судебной практике.

15.1. Нет, это не является нарушением авторских прав. Нарушение авторских прав будет только в том случае, если третье лицо будет приписывать свое авторство к Вашим статьям.

16.1. Американское законодательство об авторском праве действует на территории США. Допустим, какому-нибудь американскому издательству принадлежат эксклюзивные права по всему миру на некое произведение Минаева, и допустим, Вы это произведение нелегально скачали, находясь в России. Если у Вас в этой связи и возникнут проблемы с законами, это будут законы РФ, а не США.

В США для бесплатного скачивания и иного использования доступны те книги, которые находятся в общественном пользовании, т.е. не защищенные авторским правом. Главным образом, это классика.

Их можно найти, например, здесь:

17.1. Как правило указываю источник фото.

18.1. Собрался запустить производство коробок для мобильных телефонов, фирм Самсунг яблоко и прочие лджи.
—а своё ноу хау никак нельзя придумать? Фирмы с мировым именем разденут вас до нога.

19.1. Почему же работодатель правообладатель, если программу создали вы и еще не в рамках работы?

19.2. Примеры можно найти в сети, на сайтах правовых систем, он-лайн сборниках договоров. Зачем вам пример на английском языке?

У меня большой опыт в составлении договоров в сфере авторского права и смежных прав. Я специализируюсь в сфере защиты интеллектуальной собственности и других нематериальных благ, приглашаю обратиться ко мне при необходимости.

20.1. На досудебной стадии могут «подвинуться» на 30%, но не факт.

20.2. Вы из Нижегородской области, истец «Медиа-НН»? Соглашаться на мировую спешить не нужно, нужно внимательно изучать исковое, все доказательства, и готовить аргументированный отзыв. Эта компания много с кем судиться, но иски готовит отвратительно, можно многое оспорить и снизить сумму иска или даже отбиться от них. Готов вам помочь на платной основе за очень разумную цену. Напишите мне в личные сообщение, договоримся.

21.1. Единственный случай свободного использования таких текстов для вашей ситуации — это «цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати» (подп.1 п.1 ст.1274 Гражданского кодекса).

То есть чтобы подпадать под эту правовую норму, ваш сборник должен отвечать указанным критериям.

Просто сборник рассказов скорее всего не подпадает под эту норму, поэтому нужно решать вопрос о передаче на основании особого договора авторских прав на использование названий и текстов песен.

22. Меня зовут Марина.

Наша компания хотела бы провести конкурс-соревнование Чемпионат PlayStation FİFA 14. Хотела бы посоветоваться с вами что нам нужно сделать для того чтобы легализовать это мероприятие? Нужно ли заключать какие либо договора по авторским правам к примеру с РАО или с SONY? И кому должны выплачивать авторские отчисления?

22.1. Если копии игры лицензионные-то договор с сони и РАО заключать не требуется-вы и так можете использовать игру любыми незапрещенными способами-а именно непосредственно по назначению.

22.2. По этому вопросу Вам нужно связаться с российским филиалом Sony, только они могут предоставить информацию об авторских правах на игру и правилах её коммерческого использования. Не уверен, что их заинтересует рассмотрение такого вопроса, но попробовать можно только через них.

22.3. Можно обойтись и без сони или фифа. Можете уведомить их представительства в РФ.

23.1. Нет, не будет.

24.1. Все это нарушение АВТОРСКОГО ПРАВА.
Свяжитесь с создателем произведения
Если нет таких игр, возможно получите разрешение БЕСПЛАТНО.

25.1. Это грозит взысканием компенсации за нарушение авторских прав в сумме от 10000 до 5000000 рублей.

26.1. Ссылки обязательно делайте.

26.2. Нет, нарушением не будет если будет ссылка на фильм и оправданно учебными целями.

27.1. С точки зрения законодательства США, Наталья, нарушите Вы права правообладателя или нет, будет зависеть от нескольких факторов, включая цели размещения, объем заимствованной размещаемой информации по отношению к общему объему, и т.д.

Совет получить письменное разрешение поддерживаю.

27.2. Наталья, советую предварительно получить письменное согласие данного агентства.

28.1. Нет не теряете, но это вопрос доказательств, возможно вопрос экспертизы. Если вы сможете доказать: 1. что вы автор 2. и что другое лицо использует не только вашу идею, но хотя бы какие-то конкретны «детали»

29.1. Какой договор? Какие смежные права? Вы же сами говорите о том — что вы не автор. Ремикс — не самостоятельное произведение. Игорь Крутой содрал песню БИТЛЗ, продал ее Буйнову (Мои финансы поют романсы) — и ничего.

Читать еще:  База данных службы судебных приставов должники

Авторское право и творчество (на примере фотографирования)

Теория: авторское право, творчество и результат

Знание и понимание теоретической основы авторских прав – залог правильной квалификации действительности и правильного разрешения споров по авторским правам. Знание того, что охраняет авторское право и в каких пределах, позволяет понять, какое произведение охраняется авторским правом и в каких пределах можно использовать чужие идеи и работы.

Согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ говорится, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Эти и другие нормы закона позволяют сделать вывод о том, что для определения того, охраняется ли та или иная фотография авторским правом, нужно анализировать прежде всего процесс ее создания, творческий вклад фотографа, то как фотография создавалась. Результат – это лишь проявление творчества.

Оригинальность и уникальность объекта авторского права

Нередко часть юристов по авторским правам выражает крайне спорное мнение, что охраняться должны и в соответствии с нашим законом охраняются авторским правом лишь оригинальные, уникальные, новые и отличающиеся от уже созданных произведения. Таким образом, указанные юристы переносят акцент с творческой деятельности на ее результат, хотя закон четко указывает: достоинства произведения не влияют на его способность быть охраняемым авторским правом объектом. К сожалению, и в судебной практике нередко встречается подход, что ценность и уровень произведения являются ключевыми критериями при оценке его охраняемости авторским правом (если такой вопрос поднимается в процессе) вне зависимости от процесса создания.

Мотивы, лежащие в основе такого искажения норм закона, понятны. Так, по мнению юристов, выступающих за обязательную оригинальность охраняемых авторским правом произведений, непонятно, как охранять практически идентичные фотографии популярных объектов (объектов природы, всемирно известных архитектурных творений и т.п.).

Но и отказать в охране фотографий, ориентируясь исключительно на их ценность, достоинство и качество, вероятно, неправильно. По крайней мере, незаконно с учетом действующих в России норм авторского права.

Какая фотография охраняется авторским правом?

Отсутствие оригинальности, уникальности, простота сами по себе не означают, что такое произведение не охраняется авторским правом.

Читать о других нюансах авторского права »

При решении вопроса, является ли конкретная фотография объектом авторского права, а равно является ли она оригинальным произведением или представляет собой переработку чужого произведения, нужно анализировать субъективные факторы в виде деятельности фотографа, его вклада в созданную фотографию. Результат (сама фотография) должны быть предметом изучения лишь в той степени, в какой позволяют судить о деятельности фотографа при ее создании.

Ценность фoтoгрaфии, ее уникальность и оригинальность как таковые могут учитываться, например, при определении размера компенсации за нарушение авторских прав на такую фотографию.

При этом хотелось бы обратить внимание, что необходимость анализа деятельности фотографа при создании фoтoгрaфии не подразумевает, что фотография, созданная за 5 секунд и не подвергшаяся какой-либо значительной обработке после, не будет охраняться авторским правом. Творческий вклад фотографа необязательно должен проявляться в многочасовой работе над снимком. Достаточно творческого порыва, творческого восприятия конкретной сцены, желания зафиксировать ее именно так и не иначе, выбора ракурса съемки, композиции, световых сочетаний, момента съемки и много другого.

Практика: авторские права и перефотографирование сцены

В качестве практического исследования хотелось бы выбрать авторский спор, рассмотренный 28.11.2011 судьей лондонского Патентного суда графства Birss (дело 1CL 70031). Дело интересно, во-первых, сложностью вопроса, во-вторых, глубоким и, как представляется, обоснованным и правильным подходом к анализу.

Фотография истца, mr. Fielder (верхняя), и ответчика, mr. Houghton (нижняя).

Вопрос перед судом: нарушил ли ответчик авторское право истца, создав свою фотографию.

Истец осуществил значительную постобработку фотографии: усилил красный цвет автобуса, полностью удалил небо, перевел снимок (за искл. автобуса) в монохромный, удалил несколько человек с переднего плана, растянул оригинал, исправив перспективу с целью выровнять здания по вертикали. В общей сложности (с учетом поездки на съемки) на создание спорной фотографии ушло 80 часов.

Фотография истца стала популярной и лицензировалась многим для создания производной продукции (сувениров, футболок и т.д.).

Фотография ответчика была создана из нескольких снимков ответчика и фотографии с iStockphoto.

Очевидно, что банального копирования чужого произведения здесь нет.

В деле было упомянуто решение Верховного суда Австрии от 16.12.2003 по делу O (Peter) против F KG ([2006] ECDR 9). В нем говорилось, что охраняемое авторским правом произведение должно быть результатам собственной интеллектуальной деятельности, без обязательного наличия какого-либо уровня оригинальности.

Что же делает фотографию творческой? Как может проявляться личность автора в фотографии всемирно известных объектов, фотографируемых ежедневно тысячами туристов?

  • Ракурс съемки, световое решение, тени, экспозиция, различные эффекты, достигаемые в т.ч. при использовании фильтров, постобработка и т.д.
  • Создание или участие в создании фотографируемых объектов, сцены, особое видение сцены.
  • Фотографирование в нужном месте в нужное время исходя из личного видения.

Конечно, постобработка сделанной фотографии, как правило, свидетельствует о продолжении воплощения творческих мыслей фотографа.

Суд постановил, что фотография истца, безусловно, объект авторских прав как в части самого процесса фотографирования (лейтмотив, ракурс, световое решение, экспозиция и т.д.), так и постобработки фотографии с целью воплощения замысла автора.

Нарушением авторских прав считается не только полное копирование, но и копирование охраняемых частей произведения. То, в какой части можно скопировать, — вопрос не количества, а качества.

Сравнивать нужно не только и не столько результат, сколько те действия, которые привели к появлению результата (произведения). Использовались ли при создании фoтoгрaфии чужие работы и в какой степени. При этом надо понимать, что объективно видимым является, конечно, сам результат, а не деятельность.

Автобус на мосту на фоне здания Парламента и Биг-Бена – популярная композиция. Не является уникальной и выделение ключевого объекта цветом на черно-белом фоне.

Один из основных аргументов ответчика сводился к тому, что место популярное, сюжет очевидный, множество туристов делают снимки здания Парламента и автобуса с такого места. К слову, увлекаюсь фотографией, гулял на том «месте», но такого кадра делать не хотелось. Мне больше понравился другой ракурс, как оказалось, не менее популярный.

Ответчик утверждал, что фотография истца вовсе не уникальна и не оригинальна, она настолько проста, что нарушить авторское право на нее можно только путем копирования, а не перефотографирования. Истец же обращал внимание на такую совокупность, являющуюся результатом собственных творческих изысканий в спорной фотографии, как: композиционное соотношение автобуса и здания Парламента (угол, точка съемки, направление движения автобуса), ахроматический фон, белое небо, — а также на то, что ответчик подтвердил, что знал о фотографии истца до создания собственной.

Суд большое внимание уделил тому, что ответчик хотел создать похожую фотографию, но так, чтобы не нарушить авторских прав истца. По сути, хотел «обойти» авторское право истца. Таким образом, именно фотография истца лежала в основе его действий.

Суд признал, что вопрос непростой, но констатировал, что фотографии имеют сходство. Признавая разницу во множестве элементов двух спорных фотографий, суд подчеркнул, что, на его взгляд, не простое совпадение, что на фотографии ответчика, знавшем о фотографии истца, также присутствует Биг-Бен и здание Парламента в черно-белом, ярко-красный автобус, двигающийся справа налево и как бы обрамленный зданием Парламента (выравненный с ним), белое небо, отсутствуют другие транспортные средства. Несмотря на разницу в большинстве деталей композиции двух фотографий, суд счел, что в ключевых элементах, подлежащих охране авторским правом, они совпадают, в тех элементах, которые делают фотографию истца отличительной от большинства других.

К слову сказать, представленные ответчиком «схожие» фотографии третьих лиц сыграли против него же, т.к. суд увидел, насколько разным может быть воплощение одной и той же сцены.

Суд также отметил, что, если бы ответчик хотел создать новую, оригинальную фотографию той же сцены, то он бы нанял фотографа и так бы и поставил задачу, однако сделано было иначе.

Во всем анализе английского судьи усматривается правильный подход: анализ не столько результата творческой деятельности, сколько самой творческой деятельности, действительно носящей субъективных характер.

Суд настолько далеко пошел в чистоте своего анализа авторского спора, что не стал рассматривать в качестве доказательства представленные снимки сувениров истца с его фотографией и чая ответчика с его спорной фотографией, которые были размещены в магазинах на одной полке и могли, конечно, вызывать смешение у потребителей, а соответственно, явиться актом недобросовестной конкуренции. Ибо недобросовестная конкуренция не имеет отношения к авторским правам, и ей свойственны иные основания и критерии выявления.

Фотографируйте! Не используйте чужие произведения, дабы не попасть под ответственность за нарушение авторских прав! Заранее подумайте о защите собственных авторских прав, в том числе на фотографии!

Разрешается публиковать только те комментарии (включая изображение вашего профиля, текст комментария и прикладываемые фотографии), которые не нарушают законодательство и/или права третьих лиц. В случае если ваш комментарий является объектом авторского права или включает его, вы должны иметь права на такое использование, а также, публикуя такой комментарий, вы разрешаете без ограничения по территории и сроку использовать ваш комментарий путем воспроизведения, распространения, перевода, публичного исполнения, публичного показа, сообщения в эфир и по кабелю, доведения до всеобщего сведения.

Топ-3 рекомендуемых статей по интеллектуальной собственности
Защита авторских прав :: Права модели и фотографа :: Природа прав на товарный знак

© Вадим Колосов, 2006-2019. Контакты фирмы
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.
Прочитать весь © копирайт

7 самых курьёзных случаев нарушения авторских прав в истории

10 апреля 1710-го года в силу вступил первый в истории Закон об авторском праве. Предлагаем вам подборку самых курьёзных случаев в истории, связанных с нарушением авторских прав.

1. Пират преследует пиратов

Почти в каждой стране мира с развитой экономикой существуют так называемые «пиратские партии», выступающие за отмену авторских прав и распространение любого копирайта в свободном доступе, будь то книга, программа, произведение искусства или научные исследования. Одной из самых известных является Политическая Пиратская Партия Германии. Известной она стала благодаря одному из своих лидеров, молодому политику и непримиримому противнику Закона об авторском и смежном праве Юлии Шрамм.

Купить книгу Юлии Шрамм на Амазоне

Шрамм занялась политикой в возрасте 20-ти лет. Она открыто выступала за отмену авторского права и приобрела в Германии определённое влияние. Так продолжалось, пока в возрасте 26-ти лет Шрамм не написала и не издала книгу «Кликни меня. Признания интернет-эксгибиционистки», посвящённую как раз свободе распространения информации и другим подобным вопросам. Шрамм заключила договор с издателями, книга была опубликована, и тут-то и случился казус: книга очень быстро стала бестселлером. Уже через неделю после выхода она появилась в электронных библиотеках, на файлоообменниках — в общем, широко распространилась по сети.

И Шрамм это не понравилось. Лидер пиратской партии совместно с издательством начала преследовать пиратов. Разумеется, это совсем не то поведение, которого общественность могла ожидать от такого человека, как Юлия, но, как оказалось, если написанная тобой книга хорошо продаётся, то все высокие политические идеалы забываются довольно быстро.

2. Иск компании «Фаргус»

Справедливости ради стоит отметить, что предыдущий случай — не единственный, когда пираты начинали судебное преследование других пиратов. Большинство из вас наверняка помнит, что в 1990-е годы на прилавках магазинов с дисками можно было найти диски с играми под лейблом «Фаргус» — так называлась фирма, специализировавшая на продвижении иностранных игр на российский рынок. Напомним, что в 1990-е годы свободного доступа в интернет ещё не было, а о скачивании каких-либо игр и говорить нечего.

Итак, компания «Фаргус» делала переводы иностранных игр, записывала их на диски и продавала. Владельцы авторских прав за рубежом никаких отчислений с этого не получали. Переводы от «Фаргуса» долгое время считались лучшими, но со временем их качество существенно снизилось. Не последнюю роль в этом сыграли другие пираты, ставившие на собственные диски с локализацией игр логотип «Фаргуса», хотя отношения к компании не имели. В 2005-м году настоящий «Фаргус» решил, что хватит это терпеть, и подал иск на одну из торговых точек, использовавших его логотип. Иск был отклонён, и повторные попытки засудить злокозненных пиратов уже не предпринимались. Позже абсурдность иска обсуждалась многими авторитетными источниками.

На сегодняшний день компания «Фаргус» прекратила своё существование.

3. Церковь Копимизма

Организации в поддержку пиратства могут быть не только коммерческими. Так, например, существует «Миссионерская Церковь Копимизма», и согласно законодательству Швеции, где она была основана в 2010-м году, Церковь Копимизма официально считается религией.

Разумеется, это сообщество выступает за свободу информации в интернете. Согласно церковным догмам файлообмен — священен, а обмен знаниями — неотъемлемое духовное право человека, ограничивать которое недопустимо. Разумеется, копирование и распространение информации церковью поощряется, более того, считается знаком признательности к автору.

Для того чтобы стать копимистом, надо просто себя им признать. Церковь Копимизма принимает в своё лоно любого человека, заявившего о себе подобным образом, и регистрироваться где-либо необязательно. Официальным символом церкви является пирамида с буквой К внутри, но копимист может использовать любые религиозные символы, какие сам сочтёт нужным, и даже придумывать новые. Также священными считается комбинация клавиш Ctrl+C и Ctrl+V — «копировать» и «вставить» соответственно. Не менее священны точки доступа в интернет.

Вообще, быть копимистом довольно выгодно. Представьте: вы незаконно разместили контент на пиратском ресурсе, подверглись преследованию организаций по защите авторских прав, а в итоге в качестве защиты сослались на своё вероисповедание.

4. «Читай легально»

В России пиратских ресурсов больше, чем в любой другой стране мира — чего стоят многочисленные торрент-трекеры, где можно скачать всё, что душе угодно: фильмы, программы, игры, книги. Специально для распространения книг в интернете существует огромное количество электронных библиотек, где книги находятся в свободном доступе, и где их свободно может скачать любой желающий. Разумеется, существование таких библиотек ежегодно наносит книгопечатному рынку ущерб в размере нескольких миллионов рублей.

Логотип «Читай легально»

В Дании, Норвегии и Швеции специально для поддержки авторов, чьи произведения скачиваются и прочитываются бесплатно, создан специальный механизм, именуемый «право общественной выдачи» — писатели получают компенсацию из государственного или регионального бюджета за свои бесплатно отданные произведения.

В России подобная система вряд ли когда-нибудь будет реализована, зато приняты другие меры. Всего несколько дней назад, пятого апреля 2013-го года, стартовал проект «Читай легально» — первая в России официальная антипиратская кампания, которую поддерживают такие гиганты, как «Роспечать», Российский книжный союз, компании «ЛитРес» и «Иви», издательство «Эксмо» и другие. Писатели и издатели надеются, что это поможет стабилизировать книжный рынок в России.

5. Спешащий идиот

В судебной практике по делам об авторском праве встречается термин «Спешащий идиот». Он означает некое гипотетическое лицо, которое может перепутать похожие товарные знаки совершенно разных брендов, и используется, когда нужно опровергнуть обвинения относительно их схожести.

Впервые термин был использован английским судьёй Джастисом Фостером в 1978-м году. Газета Morning Star подала в суд на компанию Express Newspapers за то, что та собиралась наладить выпустить на рынок Daily Star. Истец иск проиграл, поскольку не смог по требованию судьи доказать, что использование ответчиком названия Daily Star напрямую вредит его бизнесу. Самым примечательным фактом в этой истории является фраза судьи: «Если кто-либо поместит эти газеты рядом, лично я сочту, что они отличаются друг от друга настолько во всех возможных отношениях, что только спешащий идиот может их перепутать».

В дальнейшем выражение не раз цитировалось в других подобных судебных процессах. В последний раз это было сделано юристами компании Apple Computer, ставшим ответчиками по делу о схожести лейблов. Иск подала звукозаписывающая студия Apple Corps. Надо отметить, что лейблы действительно похожи — в обоих случаях это изображение яблока. Юристы Apple Computer заявили, что сервис распространения музыки iTunes перепутать с музыкальным лейблом Apple Corps может только вышеозначенный спешащий идиот. Впрочем, в этот раз аргумент не сработал, и Apple Inc. (так компания стала именоваться в 2007-м году) была вынуждена отказаться от использования «яблочного» логотипа в связи с музыкальными записями.

6. Государство, нарушившее закон об авторском праве

В СССР закона об авторском праве не было вовсе. Дело в том, что, как мы помним, идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. Известным примером такого положения дел служат пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Отметим, что бесплатно советские меломаны получить пластинки не могли, их надо было покупать.

Фёдор Шаляпин

Известен только один случай, когда автору удалось отсудить у СССР значительную денежную сумму. Это сделал знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. В 1922-м году он покинул родину и начал выступать с гастролями по всему миру, после чего поселился во Франции. Ещё до отъезда он в соавторстве с Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни». Разумеется, книга была опубликована в СССР, и Шаляпин в 1930-м году обратился с иском в парижский Коммерческий трибунал. Он требовал, чтобы правительство СССР компенсировало ему материальный урон от нарушения его авторских прав. Через год суд признал ответчика виновным и обязал СССР выплатить певцу 10 000 франков — в то время это были большие деньги.

7. Известная песенка под защитой авторских прав

Наверняка вы помните песенку «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо.

Сестры Хилл

Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. Старшая сестра, Пэтти, была директором детского сада, а младшая работала в том же садике пианисткой. Изначально песенка называлась «Good Morning to All» и предназначалась для приветствия группой детей нового ученика. Позже авторские права на мелодию перешли к родственникам сестёр, и в итоге песенка трансформировалась в версию, которая знакома нам сейчас.

В 1935-м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030-м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух млн долларов ежегодно.

Впрочем в других странах, например, в Канаде, совсем другие законы, согласно которым время действия авторских прав включает жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Таким образом, там срок уже истёк, песенка стала считаться народным достоянием, и её может использовать кто угодно в любых целях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector