Исполнение решений иностранных судов апк
Исполнение решений иностранных судов апк
Исполнение решений иностранных арбитражей в России
В отличие от исполнения решений государственных судов, исполнение решений иностранных арбитражей осуществляется единообразно благодаря действию Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йоркская конвенция). Широкий круг участников Конвенции (в ней участвуют более 130 государств, в том числе Россия) и многолетняя практика ее применения позволяют утверждать, что иностранные арбитражные решения пользуются бóльшим признанием, чем решения иностранных государственных судов. В соответствии с Конвенцией государства-участники договорились признавать иностранные арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение на тех же условиях, что и внутренние арбитражные решения (ст. 3). При этом не имеет значения то обстоятельство, вынесено ли решение на территории государства-участника Конвенции или государства, не участвующего в ней. Однако при присоединении к Конвенции государство вправе сделать оговорку о применении Конвенции только к решениям арбитражей, вынесенным на территориях государств-участников (такую оговорку сделал СССР, и она сохраняет свое действие для России).
Согласно Нью-Йоркской конвенции решения иностранных международных коммерческих арбитражей подлежат признанию и исполнению в России. Обычно они исполняются в добровольном порядке. В противном случае взыскатель должен обратиться в компетентный суд по месту нахождения должника с ходатайством о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитража. К ходатайству прилагаются:
1) заверенное подлинное арбитражное решение или его копия;
2) арбитражное соглашение или его заверенная копия;
3) заверенный перевод этих документов на русский язык. Документы должны быть заверенными, то есть легализованы или надлежащим образом апостилированы. Согласно Нью-Йоркской конвенции решения приводятся в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается их приведение в исполнение.
Исполнению решений иностранных арбитражей в России посвящены гл. 31 АПК РФ, ст. 35-36 российского Закона «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г., а также Указ Президиума ВС СССР «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» от 1988г., причем положения Закона 1993г. и Указа 1988 г. действуют в части, не противоречащей АПК РФ. Вместе с тем ст. 416-417 ГПК РФ также определяют условия и порядок признания и исполнения решений иностранных третейских судов (арбитражей). Однако под действие данных статей ГПК РФ не подпадают те решения иностранных арбитражей, исполнением которых занимаются государственные арбитражные суды, то есть решения третейских судов, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 241).
Таким образом, если решение иностранного третейского суда носит предпринимательский характер, то оно исполняется в соответствии с требованиями АПК РФ. Если же спор не связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, то исполнение таких решений — компетенция судов областного звена общей юрисдикции в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 416-417 ГПК РФ. Процедура исполнения таких решений регламентируется также Указом 1988 г.
В соответствии со ст. 242 АПК РФ взыскатель должен обратиться с заявлением о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника, а если оно неизвестно — по месту нахождения имущества должника. В заявлении должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
2) наименование и место нахождения иностранного арбитража;
3) наименование взыскателя и должника, их место нахождения (место • жительства);
4) сведения о решении иностранного арбитража;
5) ходатайство взыскателя о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения;
6) перечень прилагаемых документов:
а) заверенное подлинное иностранное арбитражное решение или его заверенная копия;
б) подлинное арбитражное соглашение или его заверенная копия;
в) заверенный перевод на русский язык арбитражного решения и арбитражного соглашения.
Процедура рассмотрения заявления по АПК РФ соответствует той, которая применяется при исполнении решения иностранного суда (см. § 7 гл. XIX): заявление рассматривается в судебном заседании с извещением сторон, в котором судья устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного арбитража путем исследования представленных в суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений.
Статья 244 АПК РФ к основаниям для отказа в исполнении иностранного арбитражного решения относит, во-первых, противоречие исполнения решения иностранного арбитража публичному порядку РФ и, во-вторых, те основания, которые предусмотрены международным договором РФ и Федеральным законом «О международном коммерческом арбитраже». Таким образом, Кодекс делает отсылку к Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже» и Нью-Йоркской конвенции.
Основания для отказа, изложенные в Законе и Нью-Йоркской конвенции, совпадают с теми, которые являются основаниями для признания решения арбитража недействительным по ст. IX Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. и ст. 35 Закона «О международном коммерческом арбитраже»:
1) недееспособность сторон арбитражного соглашения или его недействительность;
2) неуведомление стороны о назначении арбитра или разбирательстве;
3) выход решения за пределы арбитражного соглашения;
4) несоответствие состава арбитража или процедуры арбитражному соглашению или законодательству;
5) невозможность объекта спора быть предметом арбитражного разбирательства по закону РФ;
6) противоречие арбитражного решения публичному порядку. Кроме того, Нью-Йоркская конвенция и Закон содержат еще одно
основание для отказа в признании и исполнении решения иностранного арбитража:
7) решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено в стране, где оно было вынесено.
Наиболее частые основания для отказа, к которым прибегает должник, — неуведомление его о процессе, а также вынесение решения по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением. Сюда относятся все ситуации, когда арбитраж признает себя компетентным при туманной формулировке арбитражной оговорки. Следует учитывать, что оспаривание исполнения решения на основании его противоречия публичному порядку не может основываться на том, что нормы иностранного права, которые использовались при вынесении решения, отличны от норм отечественного права, или на том, что иностранный арбитраж неправильно применил или истолковал норму применимого иностранного права.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, в котором содержится указание на признание и приведение в исполнение решения иностранного арбитража либо на отказ в таком признании и приведении в исполнение. Такое определение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение одного месяца. На основании определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитража взыскателю выдается исполнительный лист, который может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления в силу иностранного арбитражного решения.
Распространена точка зрения, что решения иностранных арбитражей, вынесенные в государствах-участниках Соглашения 1992г. о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, исполняются на территориях других государств-участников Соглашения в таком же порядке, как и решения государственных судов, то есть механизм, предусмотренный Нью-Йоркской конвенцией, не применяется. Однако, по мнению ВАС РФ, Соглашение 1992г. и Конвенция СНГ 1993г., предусматривающие исполнение решений судов по гражданским делам, имеют в виду государственные (а не третейские) суды, то есть суды общей компетенции и арбитражные (хозяйственные) суды.
Решения арбитражей, вынесенные в рамках арбитражной Конвенции СЭВ 1972 г., исполняются в соответствии с условиями этой Конвенции: решения исполняются на тех же условиях, что и решения государственных судов страны, на территории которой испрашивается исполнение. Срок для исполнения решения по Конвенции составляет два года.
Исполнение решений МКАС за рубежом и в России
Решения МКАС, вынесенные против иностранных компаний, исполняются за рубежом в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией 1958 г. согласно процессуальным нормам иностранного государства. Взыскатель должен обратиться в компетентный суд с просьбой о признании и исполнении решения МКАС. Просьба должна сопровождаться: 1) заверенным подлинным арбитражным решением или его копией; 2) арбитражным соглашением или его заверенной копией; а также 3) заверенным переводом этих документов на язык соответствующего государства, где испрашивается исполнение. Следует также приложить документ, подтверждающий надлежащее извещение ответчика о судебном разбирательстве и назначении арбитра. Документы должны быть заверены российским нотариусом и легализованы в находящемся на территории России консульстве того иностранного государства, куда они следуют, либо апостилированы, если соответствующее иностранное государство участвует в Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 г. Целесообразно для исполнения решения привлечь местных адвокатов.
Основания для непризнания решений МКАС за рубежом изложены в Нью-Йоркской конвенции.
Например, при исполнении в США решения МКАС, вынесенного против американской компании, ответчик — американская компания, -ссылаясь на публичный порядок, просил американский суд отказать в приведении в исполнение решения МКАС по причине «коррумпированности» арбитража при вынесении решения. Американский суд не поддержал ответчика, поскольку тот не предъявил серьезных доказательств необъективности МКАС при вынесении решения.
В государствах-участниках Соглашения 1992г. решения МКАС исполняются в соответствии с Соглашением. Если решение принято в рамках арбитражной Конвенции СЭВ 1972 г., то оно исполняется в соответствии с условиями этой Конвенции.
Решения МКАС, подлежащие исполнению в России, то есть вынесенные, прежде всего, против российских компаний, исполняются в соответствии со ст. 236-240 АПК РФ и Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» (ст. 35, 36). Нью-Йоркская конвенция 1958 г. не применяется, поскольку касается лишь иностранных арбитражных решений, в то время как решения МКАС на территории России иностранными не являются. Взыскатель предъявляет в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения (месту жительства) должника, а если оно неизвестно — по месту нахождения имущества должника заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения МКАС (ранее решение вопросов о выдаче исполнительных листов на основании решений этого арбитража находилось в ведении Московского городского суда). К заявлению в числе прочего прилагаются: 1) заверенное подлинное решение МКАС или его заверенная копия; 2) подлинное арбитражное соглашение или его заверенная копия.
Заявление рассматривается судьей единолично в месячный срок с извещением сторон. При подготовке дела к судебному разбирательству судья может истребовать из МКАС материалы дела, по которому испрашивается исполнительный лист.
Статья 239 АПК РФ указывает основания для отказа в выдаче исполнительного листа. Данные основания совпадают с теми, которые являются основаниями для отмены решения третейского суда согласно ст. 233 АПК РФ:
1) недействительность арбитражного соглашения по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
2) неуведомление стороны об избрании арбитров или о третейском разбирательстве;
3) принятие решения третейским судом по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением;
4) несоответствие соглашению сторон или закону состава арбитража или процедуры разбирательства;
5) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
6) нарушение решением арбитража основополагающих принципов российского права.
Кроме того, ст. 239 АПК РФ содержит еще одно основание: решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено, либо его исполнение было приостановлено арбитражным судом или иным судом в РФ, либо судом другого государства, на территории которого это решение было принято, или государства, закон которого применяется.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, должны быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев. Таким образом, для исполнения решений МКАС установлен шестимесячный срок, в то время как для исполнения решений иностранных коммерческих арбитражей установлен срок три года (ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 246 АПК РФ).
Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений
СТ 241 АПК РФ
1. Решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные арбитражные решения), признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.
2. Вопросы признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения разрешаются арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом, или стороны третейского разбирательства.
Комментарий к Ст. 241 Арбитражного процессуального кодекса РФ
1. Арбитражные суды выдают экзекватуру (признают и приводят к исполнению) решения общих, коммерческих, торговых, финансовых, налоговых, хозяйственных, экономических, административных и иных судов иностранных государств, вынесенных по спорам в сфере предпринимательства. В силу того обстоятельства, что иностранные коммерческие арбитражи также выносят акты по предпринимательским конфликтам, то решения иностранных арбитражей признаются и приводятся в исполнение арбитражными судами Российской Федерации.
Иностранное судебное или арбитражное решение признается, а также приводится к принудительному исполнению в Российской Федерации, если выдача экзекватуры для таких решений предусмотрена международным договором (А) или федеральным законом (Б).
А. К международным договорам в сфере признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений относятся международные договоры о правовой помощи универсального (всеобщего, всемирного), регионального и двустороннего характера.
К международным конвенциям универсального характера относится Нью — Йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», в которой участвует 112 государств мира. Последнее означает, что в этих государствах решения третейских судов признаются и исполняются по правилам этой Конвенции.
Универсальные конвенции являются самым эффективным средством взаимной выдачи экзекватуры на судебные решения. В настоящее время Гаагскими конференциями по международному частному праву (Российская империя — учредитель этой организации, а Российская Федерация вновь в ней участвует с 2002 г.) вырабатывается всемирная универсальная конвенция по взаимному признанию и исполнению иностранных судебных решений. В итоге в мире должен появиться единый универсальный механизм выдачи экзекватуры как для арбитражных (третейские суды) решений, так и для судебных решений.
Кроме того, государства одного региона подписывают региональные соглашения по выдаче экзекватуры на решения судов и арбитражей. Так, в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) действуют два соглашения такого рода: Киевское соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» от 20.03.92 и Минская конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.2003, в которых участвуют десять государств.
Для государств — членов Европейского Союза действует «Брюссельская конвенция по вопросам подсудности и принудительного исполнения судебных решений по гражданским и торговым спорам» от 27.09.68, которая в мае 2002 г. трансформировалась в Регламент Европейского союза.
Универсальные и региональные конвенции по вопросам правовой помощи, как правило, могут дополняться двусторонними межгосударственными соглашениями в этой сфере. Российская Федерация имеет более сорока международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, многие из которых имеют разделы о порядке признания и взаимного исполнения судебных арбитражных решений.
Конструкция иерархического действия международно — правовых норм в сфере взаимного признания иностранных решений может породить проблему выбора, применимую к конкретному случаю нормы международного договора универсального, регионального или двустороннего характера. Такая проблема должна решаться с учетом требований, установленных Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. (ст. 30) и Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 16.06.95 (ст. 30).
Б. Выдача экзекватуры на иностранное решение может производиться и без заключения международного договора в целях реализации общепризнанного правового принципа (ст. 15 Конституции РФ), в данном контексте принципов международной вежливости и международной взаимности. Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений на основе взаимности в настоящее время проводится во многих государствах за счет реализации этого принципа в национальных правовых актах. Например, в настоящее время США не являются стороной ни одной конвенции, регулирующей признание и исполнение судебных решений. В США также нет федерального правового акта, регулирующего исполнение иностранных судебных решений. Но в 50 штатах существуют собственные (уницированные) акты «Об иностранных судебных решениях и о взыскании по ним денежных средств». На основе этих актов, состоящих из тех же правил, что основные конвенции о правовой помощи, и в целях реализации международно — правовых принципов взаимности и вежливости американские суды исполняют решения советских, а затем российских судов с 1935 г.
В Российской Федерации также есть федеральный закон (Закон о несостоятельности от 1995 г.), закрепляющий принцип взаимности при проведении трансграничных процедур. Принцип взаимности при исполнении иностранных судебных решений заложен и в основу проекта закона «О правовой помощи в РФ», подготовленного в Правительстве РФ. Таким образом, выдача экзекватуры на иностранные судебные решения возможна не только на основе международного договора, но и на основе международно — правового принципа взаимности, если его применение оговорено в федеральном законе Российской Федерации.
2. Процедура выдачи экзекватуры на иностранное судебное или арбитражное решение начинается с момента подачи заявления о признании и приведении в исполнение решений иностранного суда или иностранного арбитража по заявлению заинтересованной стороны в споре, рассмотренном иностранным судом или арбитражем. Такой стороной может быть российское или иностранное юридическое лицо, международная организация, Российская Федерация или иностранное государство.
Международное частное право
Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
Сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, заинтересована в возможности обратить взыскание на имущество ответчика, часто находящегося за пределами того государства, на территории которого решение вынесено. В международных договорах и национальном законодательстве содержатся нормы, предусматривающие признание арбитражных соглашений, признание и исполнение арбитражных решений.
Одно из преимуществ международного коммерческого арбитража — наличие разработанной на национальном и международном уровнях системы признания и принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории иностранного государства.
Основа этой системы заложена в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. Нормы о признании и исполнении иностранных арбитражных решений есть и в других международных договорах: Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Межамериканской конвенции о международном коммерческом арбитраже 1975 г., Арабской конвенции о международном коммерческом арбитраже 1987 г.
Нью-Йоркская конвенция закрепляет принцип признания письменных арбитражных соглашений. Суды государств-участников обязаны отказывать в приеме исковых заявлений по спорам, относительно разрешения которых имеется арбитражное соглашение, и направлять стороны в арбитраж. Каждое государство-участник обязано признавать иностранные арбитражные решения и приводить их в исполнение на своей территории в соответствии со своим процессуальным правом.
Иностранное арбитражное решение — это решение третейского суда, вынесенное на территории государства, иного, чем государство, на чьей территории испрашивается признание решения и приведение его в исполнение. Территориальный критерий является основой для определения иностранности арбитражного решения. Это положение в равной мере относится ко всем видам арбитражей.
Однако в национальном праве разных государств встречаются иные подходы для определения иностранности арбитражных решений — например, в ФРГ иностранными считаются и решения, вынесенные на территории ФРГ в соответствии с иностранным процессуальным правом. В связи с этим в Конвенции содержится дополнительный критерий: под понятие «иностранные» подпадают и те решения, которые не считаются внутренними в государстве места их исполнения. Сфера применения Конвенции — только иностранные арбитражные решения.
Особенность Конвенции — ее территориальная сфера действия шире формального круга государств-участников. Фактически создана возможность исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории любого государства мира. В Конвенции содержатся нормы, касающиеся исполнения арбитражных решений, вынесенных в государствах, не участвующих в Конвенции.
Арбитражные решения подлежат исполнению независимо от того, является ли государство, на территории которого решение вынесено, участником Конвенции, если признание и исполнение испрашивается на территории государства-участника.
Установлено право государств сделать оговорку, ограничивающую применение правового режима Конвенции к арбитражным решениям, вынесенным на территории государств, не участвующих в этом соглашении, — положения Конвенции в отношении решений, вынесенных в государствах, не участвующих в ней, применяются только при условии взаимности. Общее правило — при признании и исполнении арбитражных решений, вынесенных на территории государств-участников, условие взаимности не обязательно. Взаимность презюмируется.
- Договорная — обязанность исполнения решений вытекает из других договоров (о правовой помощи, о торговле и мореплавании и др.).
- Фактическая — государство обеспечивает исполнение решений, вынесенных на территории государств, не участвующих в Конвенции, если эти государства в свою очередь обеспечивают исполнение решений третейских судов данного государства.
Основное содержание Нью-Йоркской конвенции заключается в установлении обязанности государств признавать иностранные арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение. Имеются в виду арбитражные решения по спорам, сторонами в которых выступают физические и юридические лица.
Установлено право каждого государства на оговорку, что оно ограничивает применение Конвенции только спорами, вытекающими из торговых контрактов. В таком случае данное государство не вправе требовать от других государств-участников исполнения решений его арбитражных органов по другим делам.
Признание арбитражных решений возможно только при наличии письменного арбитражного соглашения. При решении вопроса, может ли спор быть предметом арбитражного разбирательства, решающее значение имеют право государства, где испрашивается признание и исполнение, и право государства, которому стороны подчинили арбитражное соглашение.
Государства признают и исполняют иностранные арбитражные решения в соответствии со своим национальным процессуальным правом. Принудительное исполнение арбитражных решений требует дополнительной процедуры — заинтересованная сторона должна предоставить соответствующее ходатайство, оформленное надлежащим образом. К признанию и исполнению арбитражных решений, входящих в сферу действия Конвенции, не должны применяться более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем существуют для признания и исполнения внутренних арбитражных решений.
Конвенция закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и исполнении арбитражных решений.
Основания отказа делятся на группы.
Основания отказа по просьбе стороны, против которой вынесено решение: одна из сторон недееспособна по своему личному закону; арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо закону государства места вынесения решения; отсутствие надлежащего уведомления стороны о времени и месте арбитражного разбирательства; арбитраж вышел за пределы своей компетенции; нарушения арбитражной процедуры. Бремя доказывания наличия оснований для отказа в исполнении лежит на заинтересованной стороне.
Основания отказа со стороны компетентных органов государства места исполнения решения: объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону государства, где испрашивается признание и исполнение; признание решения и приведение его в исполнение противоречат публичному порядку этого государства.
Нью-Йоркская конвенция не содержит требования, чтобы исполнение арбитражного решения целиком и полностью соответствовало всем требованиям процессуального права страны места исполнения. Установление такого требования могло бы привести к тому, что, например, решения английского арбитража, которые иногда не содержат мотивировочной части, не могли бы получить принудительного исполнения в государствах, законодательство которых требует обязательной мотивировки арбитражного решения.
Конвенция регулирует вопросы взаимного признания и исполнения именно не судебных, а арбитражных иностранных решений, т.е. решений, принятых на территории другого государства арбитрами, избранными сторонами международного коммерческого спора, либо решений, принятых негосударственными коммерческими арбитражными органами (в российской терминологии — третейские суды).
Положения Конвенции не применяются к признанию и исполнению решений иностранных государственных арбитражных судов.
В Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. нет специальных правил о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, но предусмотрена возможность объявить арбитражное решение недействительным либо в государстве места вынесения решения, либо в государстве, по закону которого вынесено решение. Объявление решения недействительным предполагает его отмену и, соответственно, отказ в его признании и исполнении. Основания для отмены решения совпадают с основаниями для отказа в признании и исполнении, которые должны быть доказаны заинтересованной стороной в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией.
В законодательстве РФ порядок признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется Законом о МКАС РФ 1993 г., ст. 416 и 417 ГПК РФ, гл. 31 АПК РФ. Просьба о признании и исполнении иностранного арбитражного решения может быть основана как па нормах международного договора, так и на условии взаимности или международной вежливости (в отсутствие соответствующего международного соглашения).
Возможность признания и исполнения иностранных арбитражных решений на основе взаимности или международной вежливости прямо не закреплена в отечественном законодательстве, но прямо вытекает из толкования его положений. Если международный договор, на основании которого испрашивается признание и исполнение решения, не содержит перечня необходимых документов или оснований для отказа в признании и исполнении, то такой перечень и основания определяются по правилам Нью-Йоркской конвенции.
Закон о МКАС РФ 1993 г. воспроизводит правила Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении арбитражных решений. Арбитражное решение, независимо от того, в каком государстве оно вынесено, признается обязательным и при соблюдении необходимых формальностей может быть приведено в исполнение. Положения этого Закона в равной степени применяются и к внутренним, и к иностранным арбитражным решениям (вынесенным любым арбитражем).
Статья 35 Закона устанавливает, что иностранные арбитражные решения приравнены к российским. Закреплен исчерпывающий перечень оснований отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений, практически полностью совпадающий с соответствующей нормой Нью-Йоркской конвенции.
Закон о МКАС не предусматривает наличия международного договора как обязательного условия для признания и исполнения иностранного арбитражного решения. Статья 241 АПК РФ устанавливает, что признание и исполнение иностранных арбитражных решений на территории РФ производится в соответствии с международным договором и федеральным законом.
Таким образом, при наличии международного соглашения признание и исполнение осуществляются в соответствии с его положениями. Это имеет особо важное значение в том случае, если данный международный договор устанавливает иные условия признания и исполнения, нежели
те, которые предусмотрены в Законе о МКАС. В отсутствие между народного договора решение все равно подлежит исполнению (поскольку это предусмотрено федеральным законом), и условия его признания и исполнения регулируются Законом о МКАС.
Признание решения, т.е. признание прав и обязанностей сторон, вытекающих из него, не требует дополнительной процедуры. Для принудительного исполнения решения необходима дополнительная процедура: обращение с ходатайством в компетентный суд РФ (общее правило — по месту жительства должника или месту нахождения его имущества).
Закон о МКАС, предписывающий обращение в компетентный суд с ходатайством о принудительном исполнении арбитражного решения, не конкретизирует, какой именно суд РФ компетентен рассматривать данное ходатайство. Компетентный суд, порядок рассмотрения ходатайства и процедура исполнения решения определены в АПК РФ.
АПК РФ предусматривает подробный процессуальный порядок подачи и рассмотрения заявления о принудительном исполнении иностранного арбитражного решения, устанавливает перечень документов, которые прилагаются к заявлению о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, закрепляет исчерпывающий перечень оснований, по которым можно отказать в принудительном исполнении.
К заявлению о признании и принудительном исполнении иностранного арбитражного решения дополнительно должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Документы, выданные, составленные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств, должны быть легализованы или апостилированы и переведены на русский язык.
В ГПК РФ закреплена компетенция российских судов общей юрисдикции в отношении признания и исполнения иностранных арбитражных решений. За некоторыми изъятиями процедура признания и исполнения аналогична признанию и исполнению иностранных судебных решений. ГПК РФ устанавливает общий порядок признания и исполнения, исчерпывающий перечень оснований для отказа.
Положения ГПК значительно менее детализированы и подробны, чем соответствующие нормы АПК РФ. Это объясняется тем, что основным компетентным органом по признанию и исполнению иностранных арбитражных решений в РФ является государственный арбитражный суд, а не суд общей юрисдикции.
Наиболее сложной проблемой является решение вопроса о мерах по предварительному обеспечению иска. Закон о МКАС 1993 г. содержит положение, что третейский суд по просьбе любой стороны может распорядиться о принятии этой стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые суд считает необходимыми.
В основе этого положения Закона лежит институт римского преторского права — (поступление имущества должника под контроль кредитора). Сторона в коммерческом споре вправе обратиться и в суд общей юрисдикции, и в государственный арбитражный суд с просьбой о принятии мер по предварительному обеспечению иска. Закон о МКАС закрепляет положение, что обращение в такой суд и вынесение судом определения о принятии обеспечительных мер полностью совместимо с арбитражным соглашением.
Статья 246. Принудительное исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения
1. Принудительное исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, вынесшим определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и федеральным законом об исполнительном производстве.
2. Решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок, не превышающий трех лет со дня вступления его в законную силу. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству взыскателя по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса.
Комментарий к ст. 246 АПК РФ
1. Получение санкции арбитражного суда на признание и приведение в исполнение является только первым этапом защиты прав иностранного взыскателя в России. На втором этапе в качестве взыскателя он должен возбудить исполнительное производство, защищая свои интересы с помощью правовых средств, предоставленных АПК (разд. VII) и ФЗИП.
2. В ч. 2 ст. 246 АПК установлен трехлетний срок для предъявления к принудительному исполнению решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. По смыслу данной нормы, этот срок включает в себя как время, необходимое для обращения за исполнительным листом и для рассмотрения арбитражным судом заявления о признании и приведении в исполнение, так и время для обращения взыскателя с полученным исполнительным листом в Службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства.
Такой же подход был высказан В.А. Мусиным применительно к обращению с заявлением о выдаче исполнительного листа в отношении решения третейского суда на основании толкования правил АПК: «. согласно АПК в течение трех лет со дня вступления решения третейского суда в законную силу взыскатель должен не только получить исполнительный лист, но и предъявить его к исполнению» .
См.: Комментарий к ФЗ «О третейских судах в РФ» / Отв. ред. А.Л. Маковский, Е.А. Суханов. М.: Статут, 2003. С. 168 (автор главы — В.А. Мусин).
Если же исчислять по отдельности три года по ст. 246 АПК и три года по ст. 321 АПК и ст. 21 ФЗИП, т.е. в сумме 6 лет, то тем самым такое толкование будет дискриминационным в отношении российских лиц, которые согласно ст. 321 АПК и ст. 21 ФЗИП располагают только трехлетним сроком для предъявления к исполнению российского судебного или арбитражного решения.
Судебная практика по статье 246 АПК РФ
Общество обратилось в арбитражный суд Российской Федерации с заявлением о признании и приведении решения третейского суда в исполнение, основываясь на положениях статей 241 — 246 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конвенции Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10.06.1958).
62. Заявление о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, а равно заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть подано в срок, не превышающий трех лет со дня его принятия или со дня окончания установленного таким решением срока для его добровольного исполнения (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 409 ГПК РФ, часть 5 статьи 3, часть 2 статьи 246 АПК РФ, статья 38, часть 1 статьи 41 Закона об арбитраже).