Образцы претензий исков

Досудебная претензия

Гражданско-процессуальный Кодекс каждого постсоветского государства предусматривает категорию дел, по которым обязателен досудебный характер рассмотрения спора, то есть внесение досудебной претензии. Также иногда и договоры между контрагентами содержат в себе условия обязательного досудебного порядка рассмотрения споров.

Юридический аспект досудебной претензии

С целью регламентации процесса досудебного спора введены требования по направлению контрагенту (стороне дела, исполнителю, продавцу) претензии, которую последний будет обязан рассмотреть и либо удовлетворить требования претензии, либо отказать в них. При любом решении обязательным является письменный ответ на претензию.

Если все требования будут удовлетворены, то претензия не перейдет в ранг процессуальных документов, необходимых для гражданского судопроизводства.

Досудебным разбирательством претензия становится только в случае неудовлетворения ее требований. Тогда копия претензии и ответ на нее ложатся в основу судебного иска.

Что закон требует от претензии

Форма, стиль, структура претензии не имеют правовой регламентации. Поскольку юристам свойственно все усложнять, они обычно составляют претензию, руководствуясь требованиями закона к договорам. Испуганные неюристы, ознакомившись с образцами претензий в Интернете, бегут к адвокатам, поняв, что с таким текстом им самостоятельно не справиться.

В итоге неюристы платят адвокатам большие деньги и получают тексты претензий, оформленные на уровне международных договоров.

Это совершенно пустая трата денег. Претензия должна содержать в обязательном порядке лишь минимум реквизитов, который свойственен, например, заявлениям в ЖЭК. К ним относятся «шапка», то есть реквизиты автора претензии и того, кому она направлена, причина направления претензии, дата ее составления, подпись, перечень прилагаемых документов и упоминание о том, что претензия является досудебной.

В остальном претензия может быть как печатной, так и написанной от руки, грамотной или содержащей грамматические ошибки, написанной безэмоционально или со смайликами.

Для чего нужна досудебная претензия

Выше уже было сказано, что досудебный порядок рассмотрения споров может быть регламентирован как законодательно, так и в результате договоренностей между контрагентами.

При этом закон не запрещает подавать претензию при любом споре, даже по поводу натянутых отношений с соседями. В любом случае претензия станет весомым доказательством в судебном разбирательстве.

Таким образом, назначение претензии как юридического документа состоит в фиксировании факта нарушения прав автора претензии. Одновременно претензия фиксирует и время обращения за восстановлением нарушенного права. То есть предъявление письменной претензии приостанавливает течение сроков давности. Это очень важно при ограниченном сроке обжалования. Например, возврат недоброкачественного товара возможен в течение 14 дней с момента покупки. Если покупатель направит в течение этого срока претензию продавцу, то со дня ее подачи 14-дневный срок останавливается и остается действующим на весь период рассмотрения спора.

Что значит «досудебный»

В данном случае название говорит само за себя. Досудебная претензия – это то, что предваряет судебный иск. Посредством претензии претенционист заявляет контрагенту о намерении защитить свои права через суд, но при этом предоставляет контрагенту возможность исправить положение добровольно.

Структура претензии

Досудебная претензия, как и любой документ, имеет обязательные реквизиты. К ним относятся:

  1. «Шапка», или данные сторон, которые вписываются в верхний правый угол листа. Кому – наименование лица или органа, которому направляется претензия, его юридический или физический адрес. От кого – наименование (или ФИО) претенциониста, его адрес и номер телефона.
  2. Под «шапкой» по центру листа большими буквами пишется наименование документа. В нашем случае это «П Р Е Т Е Н З И Я».

  • Описательная часть начинается после «претензии». В нее входят все данные, свидетельствующие о нарушении прав автора претензии. То есть описательная часть должна включать в себя все, что связано с приобретением товара или услуги – дату приобретения, номер и дату договора, стороны договора, историю поломок, историю ремонтов и т.д.
  • Описательная часть должна содержать перечень обязательств контрагента, которые он не исполнил. Например, «Ваша компания по контракту обязана поставлять мне тепло в объеме 1000 гкал, однако замеры показали, что вы поставляете только 500 гкал, о чем имеется акт экспертизы».
  • Резолютивная часть, то есть перечисление того, что требует автор претензии. Резолютивная часть располагается после описательной и начинается со слов «п р о ш у» или «т р е б у ю», расположенных по центру листа. Вы можете просить расторжения договора, возврата некачественного товара, возмещения причиненных убытков или исполнения обязательств по поставке нужного объема тепла.

  • Дата – очень важный компонент претензии, фиксирующий момент вашего обращения и приостанавливающий все сроки давности.
  • Подпись.
  • Перечень прилагаемых документов. Если вы подкрепляете претензию документальными подтверждениями вашего нарушенного права, то обязательно перечислите их в списке в нижнем левом углу листа. К документам могут относиться акты экспертиз, акты дефектовок, фотографии, ксерокопии договора и т.д. Никаких ограничений по количеству предоставляемых документов не имеется.
  • Читать еще:  Отказ в удовлетворении претензии образец

    Важно! Обязательно последними словами претензии, перед датой и подписью, должны быть «Данная претензия носит характер досудебной, то есть является способом досудебного рассмотрения спора».

    Когда ждать ответа на досудебную претензию

    Общий срок рассмотрения заявлений определен законодательством в 30 дней. Если по истечении этого срока ответ не будет получен или не будут исполнены ваши требования, то можно обращаться в суд. Вовсе не обязательно добиваться ответа от контрагента. Суд интересует не его ответ, а то, что вы вовремя подали претензию.

    Важно! Поскольку именно факт своевременной подачи претензии имеет для суда решающее значение, следуйте нескольким простым правилам:

    1. Храните доказательства того, что вы вовремя подали претензию.
    2. Если вы лично относите претензию своему контрагенту, то относите ее в двух экземплярах. Пусть на втором экземпляре контрагент поставит штамп о приеме и распишется, что получил претензию.
    3. Если вы отправляете досудебную претензию по почте, то храните квитанцию об отправке и обязательно приложите к конверту перечень прилагаемых документов. Почта заверит тот факт, что вы отправили контрагенту не пустой конверт или не приглашение на свадьбу. Обязательно отправляйте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении.
    4. Если вы отправляете претензию в электронной форме, то не удалите случайно письмо из почтового ящика.

    Помните, что юридически подкованный контрагент ухватится за любую возможность доказать, что никаких претензий от вас не поступало.

    Многие Интернет-пособия советуют указывать в претензии срок, в который контрагент обязан дать ответ. Не усложняйте себе жизнь. Вовремя ответить – это его проблемы, а не ваши. Тем более что сроки рассмотрения варьируются в зависимости от того, кому вы направляете претензию.

    Претензия претензии рознь?

    Все претензии по своему юридическому значению одинаковы. Различаются они лишь «шапкой» и тем, что вы укажете в описательной части.

    Читать еще:  Образец претензии на ремонт товара

    Разумеется, имеются сферы правоотношений, в которых претензии особенно распространены, а именно:

    1. Банковские и коллекторские претензии клиентам с требованиями возврата задолженностей в добровольном порядке.
    2. Клиентские претензии банкам и коллекторам по неправомерным начислениям.
    3. Претензии арендаторам.
    4. Претензии арендодателям.
    5. Претензии ОСАГО по невыплате страховых случаев и т.д.

    Природа претензий очень разнообразна.

    Совет напоследок

    Претензии являются очень действенным методом защиты нарушенных прав. Иногда одного факта подачи претензии достаточно, чтобы контрагент выполнил ваши требования. Если ваши требования обоснованы, то выполнить их добровольно обойдется контрагенту дешевле, чем выполнить их по судебному решению.

    Поэтому не надо стесняться претензий. Смело пишите их по любому поводу.

    Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

    Претензия: бланки

    Претензия — направленное в управление организации или к ответственному лицу требование. Выдвигается за некачественный проданный товар или ненадлежащее осуществление определенной услуги. Претензия подается в письменной форме. Ее содержание должно отражать факты, которыми были нарушены права подающего ее лица.

    Претензия позволяет двум сторонам урегулировать конфликт без обращения в суд. С помощью этого документа многим удается доказать свою правоту, не прибегая при этом к длительным действиям и осложненным процедурам, не выплачивая различные госпошлины, избегая напрасной траты времени.

    Список типовых бланков:

    • Агентский договор, агентское соглашение 51
    • Брачный договор 4
    • Договор аренды жилого помещения, квартиры 72
    • Договор аренды нежилого помещения, здания 100
    • Договор аренды земельного участка 36
    • Договор аренды имущества, оборудования 48
    • Договор аренды транспортного средства 14
    • Прочие договоры аренды 25
    • Банковский договор, депозитный договор 79
    • Договор безвозмездного пользования, ссуды 36
    • Договор дарения имущества, недвижимости, денег 90
    • Договор доверительного управления, траста 38
    • Договор займа, расписка о займе 66
    • Кредитный договор, залоговый договор 78
    • Договор купли-продажи, договор контрактации 309
    • Договор лизинга, финансовой аренды 37
    • Лицензионный договор, авторские права 37
    • Договор мены, обмена, бартера 75
    • Договор об оказании услуг, аутстаффингу 270
    • Договор перевозки, транспортной экспедиции 62
    • Договор бытового, арендного, строительного подряда 162
    • Договор пожизненного содержания 66
    • Договор поручения, договор комиссии 72
    • Договор поставки товаров, продукции 127
    • Договор проката, бытового проката 23
    • Договор на создание и выполнение НТП 18
    • Договор страхования имущества, здоровья, ответственности 56
    • Договор товарищества, совместной деятельности 35
    • Трудовой договор, трудовой контракт 160
    • Договор уступки права требования 15
    • Договор франчайзинга, концессии 7
    • Договор хранения, документы на хранение 61
    • Договор энерго и электроснабжения 15
    • Проведение конкурсов, торгов 17

    Ресурс призван помогать в составлении договоров и любых других документов. Стараемся размещать только актуальные шаблоны и бланки. Если сайт оказал вам помощь, отблагодарите его: поделитесь ссылкой с любой интернет аудиторией. При возникновении вопросов, а также предложений, просьба пользоваться обратной связью.

    Читать еще:  Образец написания претензии на некачественный товар

    Образцы исковых заявлений, жалоб, ходатайств в суды общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

    Образцы исковых заявлений, жалоб, ходатайств в суды общей юрисдикции

    Споры, вытекающие из семейных правоотношений

    Споры, возникающие при наследовании имущества

    Возмещение убытков (ущерба)

    Возмещение морального вреда, защита деловой репутации

    Возмещение вреда, причиненного в связи с обработкой персональных данных

    Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина

    Споры, возникающие при прохождении военной службы

    Признание сделок недействительными

    Иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационные иски)

    Иски о защите прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (негаторные иски)

    Иски о признании права собственности

    Иски, возникающие в случае возведения самовольной постройки

    Иски, связанные с регистрацией прав

    Споры о защите прав потребителей

    Понуждение к заключению договора

    Принудительный выкуп жилого помещения, земельного участка

    Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

    Споры о защите авторских прав

    Споры, вытекающие из земельных правоотношений

    Заявления, ходатайства и отзывы в гражданском процессе

    Отзывы и возражения

    Заявления и ходатайства в третейский суд

    Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов

    Заявления, жалобы, ходатайства в уголовном процессе

    Производство в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций

    Апелляционные жалобы и отзывы на них

    Кассационные жалобы и отзывы на них

    Завления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

    Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

    Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти

    Производство по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации

    Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

    Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

    Производство по административным делам о присуждении компенсации

    Производство по административным делам о приостановлении деятельности

    Производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении

    Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

    Производство по административным делам о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке

    Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке

    Производство по административным делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни

    Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций

    Заявления, ходатайства и отзывы в административном процессе

    Производство в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций

    Частные жалобы и возражения к ним

    Образцы исковых заявлений, жалоб, ходатайств в суды общей юрисдикции

    Подборка подготовлена экспертами компании «Гарант»

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector