Умру я скоро жалкое наследство
«Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Умру я скоро» было написано в 1867 г. и вошло в сборник стихотворений 1969 г. В 1866 г. Некрасов получил стихотворение-письмо «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Письмо было откликом на клевету о Некрасове и обвинения в том, что он неискренен: смеётся над толпою, призывает в стихах к любви, а сам суров и жесток. Автором стихотворения считается Маркова-Павлова, поэт и переводчик. Только через год Некрасов создал «Умру я скоро», и поводом к этому стали обвинения в отходе от демократических идей. Один из упрёков общества был связан с хвалебной одой, посвящённой Некрасовым в 1866 г. усмирителю польского восстания Муравьёву. Некрасов пошёл на этот шаг, пытаясь спасти «Современник», но безуспешно. Сделка с совестью была напрасной: «Современник» закрыли.
Литературное направление и жанр
Поэт-демократ, народный певец, представитель реалистического направления в литературе, Некрасов в стихотворении «Умру я скоро» проповедует реалистические принципы в искусстве и раскаивается в том, что иногда отступал от них, «прикованный привычкой и средой». Это рассуждения о «наследстве», которое оставляет умирающий на земле, то есть элегия. Но, с другой стороны, для Некрасова творческое наследие неразрывно связано с гражданской позицией, со служением народу и любовью к родине. Так что жанр стихотворения — элегия, наполненная гражданским пафосом. Его также относят к покаянной (исповедальной) лирике Некрасова.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх частей, каждая из которых включает четыре строфы. Части объединены общей темой с рефреном в конце. В первой части лирический герой рассуждает о причинах, по которым он оставит родине после смерти «жалкое наследство»: тяжёлые годы детства и молодости, которые не укрепили поэта, а сломили его.
Во второй строфе лирический герой объясняет, почему его муза иногда была фальшива, хотя он и не был продажным поэтом. Причина неискренности поэта в одиночестве: его друзья ушли, или умерли, или поэт их сам оставил. Поэта окружают только враги — трудно не сфальшивить.
В третьей строфе лирический герой кается в том, что его поэзия не повлияла на народ так, как он задумывал. Герой находит то драгоценное, ради чего он писал свою песню: любовь к родине, которую он сохранил в черствеющей душе.
Тема стихотворения – покаяние перед родиной за то, что не был достаточно целеустремлён, воспевая её страдания, не жертвовал собой ради родины. Перед кающимся проносится вся его жизнь: истоки творчества и его тематика, друзья, кровная связь с народом.
Главную мысль Некрасов трижды повторяет рефреном: он просит родину зачесть его малые заслуги и простить его ради капли крови, общей с народом. Уничижая своё творчество и умаляя достоинства своей поэзии, поэт пытается найти ценность в своём творчестве, которая состоит в любви к родине и народу и проявляется в кровной общности с народом.
Тропы и образы
Для лирического героя мерило успешной жизни – заслуга перед родиной. К ней и обращено стихотворение, в основе которого лежит олицетворение. Первая строфа полна уничижения, которое Некрасов передаёт с помощью эпитетов. Жалкое наследство, малый труд, привычки робкой тишины, явившиеся следствием гнёта рокового в детстве, мучительной борьбы в молодости, гнетущих впечатлений в зрелости, приводят к тому, что поэт становится печальным, муза его угрюмой. Упоминаемая в этой части долгая буря, сломившая героя, — метафора затянувшегося противостояния между носителями передовых и реакционных идей.
Во второй части художественный образ создаётся с помощью метафор. Лирический герой не торговал лирой, но иногда фальшивил. Он ни в ком не имел опоры, друзья постигнуты жестоким жребием, одни прешли земной предел, перед другими дверь запер сам лирический герой, на пути он встречает врагов и теряет друзей.
Третья строфа тоже насыщена эпитетами (минутные блага жизни, колеблющийся шаг, родная сторона) и метафорами (бросить единый луч сознанья на путь народа, прикованный привычкой и средой к благам жизни, шёл к цели колеблющимся шагом, не жертвовал собой, черствел с каждым годом, песнь бесследно пролетела и не дошла до народа).
Образ общей с народом капли крови становится символом связи поэзии Некрасова с народом – главным, как он считал, его достоянием.
Стихотворение написано высоким стилем, для чего Некрасов использует старославянизмы.
Размер и рифмовка
Размер стихотворения — пятистопный ямб, чередуется женская и мужская рифма, рифмовка перекрёстная.
Николай Некрасов — Умру я скоро. Жалкое наследство
Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
№ 4 И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
№ 8 В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
№ 12 О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути.
За каплю крови, общую с народом,
№ 16 И малый труд в заслугу мне сочти!
Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
№ 20 Моя рука.. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
№ 24 Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел.
За то, что я остался одиноким,
№ 28 Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов все больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
№ 32 Прости меня, о родина! прости!
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
№ 36 На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
№ 40 Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
№ 44 К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
№ 48 Мои вины, о родина! прости.
Umru ya skoro. Zhalkoye nasledstvo,
O rodina! ostavlyu ya tebe.
Pod gnetom rokovym provel ya detstvo
I molodost — v muchitelnoy borbe.
Nedolgaya nas burya ukreplyayet,
Khot yeyu my mgnovenno smushcheny,
No dolgaya — naveki poselyayet
V dushe privychki robkoy tishiny.
Na mne goda gnetushchikh vpechatleny
Ostavili neizgladimy sled.
Kak malo znal svobodnykh vdokhnoveny,
O rodina! pechalny tvoy poet!
Kakikh pregrad ne vstretil mimokhodom
S svoyey ugryumoy muzoy na puti.
Za kaplyu krovi, obshchuyu s narodom,
I maly trud v zaslugu mne sochti!
Ne torgoval ya liroy, no, byvalo,
Kogda grozil neumolimy rok,
U liry zvuk neverny istorgala
Moya ruka.. Davno ya odinok;
Vnachale shel ya s druzhnoyu semyeyu,
No gde oni, druzya moi, teper?
Odni davno rasstalisya so mnoyu,
Pered drugimi sam ya zaper dver;
Te zhrebiyem postignuty zhestokim,
A te preshli uzhe zemnoy predel.
Za to, chto ya ostalsya odinokim,
Chto ya ni v kom opory ne imel,
Chto ya, druzey teryaya s kazhdym godom,
Vstrechal vragov vse bolshe na puti —
Za kaplyu krovi, obshchuyu s narodom,
Prosti menya, o rodina! prosti!
Ya prizvan byl vospet tvoi stradanya,
Terpenyem izumlyayushchy narod!
I brosit khot yediny luch soznanya
Na put, kotorym bog tebya vedet,
No, zhizn lyubya, k yee minutnym blagam
Prikovanny privychkoy i sredoy,
Ya k tseli shel koleblyushchimsya shagom,
Ya dlya neye ne zhertvoval soboy,
I pesn moya bessledno proletela,
I do naroda ne doshla ona,
Odna lyubov skazatsya v ney uspela
K tebe, moya rodnaya storona!
Za to, chto ya, cherstveya s kazhdym godom,
Yee umel v dushe moyey spasti,
Za kaplyu krovi, obshchuyu s narodom,
Moi viny, o rodina! prosti.
Evhe z crjhj/ ;fkrjt yfcktlcndj,
J hjlbyf! jcnfdk/ z nt,t/
Gjl uytnjv hjrjdsv ghjdtk z ltncndj
B vjkjljcnm — d vexbntkmyjq ,jhm,t/
Ytljkufz yfc ,ehz erhtgkztn,
[jnm t/ vs vuyjdtyyj cveotys,
Yj ljkufz — yfdtrb gjctkztn
D leit ghbdsxrb hj,rjq nbibys/
Yf vyt ujlf uytneob[ dgtxfnktybq
Jcnfdbkb ytbpukflbvsq cktl/
Rfr vfkj pyfk cdj,jlys[ dlj[yjdtybq,
J hjlbyf! gtxfkmysq ndjq gj’n!
Rfrb[ ghtuhfl yt dcnhtnbk vbvj[jljv
C cdjtq euh/vjq vepjq yf genb?//
Pf rfgk/ rhjdb, j,oe/ c yfhjljv,
B vfksq nhel d pfckeue vyt cjxnb!
Yt njhujdfk z kbhjq, yj, ,sdfkj,
Rjulf uhjpbk ytevjkbvsq hjr,
E kbhs pder ytdthysq bcnjhufkf
Vjz herf// Lfdyj z jlbyjr;
Dyfxfkt itk z c lhe;yj/ ctvmt/,
Yj ult jyb, lhepmz vjb, ntgthm?
Jlyb lfdyj hfccnfkbcz cj vyj/,
Gthtl lheubvb cfv z pfgth ldthm;
Nt ;ht,btv gjcnbuyens ;tcnjrbv,
F nt ghtikb e;t ptvyjq ghtltk///
Pf nj, xnj z jcnfkcz jlbyjrbv,
Xnj z yb d rjv jgjhs yt bvtk,
Xnj z, lheptq nthzz c rf;lsv ujljv,
Dcnhtxfk dhfujd dct ,jkmit yf genb —
Pf rfgk/ rhjdb, j,oe/ c yfhjljv,
Ghjcnb vtyz, j hjlbyf! ghjcnb!
Z ghbpdfy ,sk djcgtnm ndjb cnhflfymz,
Nthgtymtv bpevkz/obq yfhjl!
B ,hjcbnm [jnm tlbysq kex cjpyfymz
Yf genm, rjnjhsv ,ju nt,z dtltn,
Yj, ;bpym k/,z, r tt vbyenysv ,kfufv
Ghbrjdfyysq ghbdsxrjq b chtljq,
Z r wtkb itk rjkt,k/obvcz ifujv,
Z lkz ytt yt ;thndjdfk cj,jq,
B gtcym vjz ,tccktlyj ghjktntkf,
B lj yfhjlf yt ljikf jyf,
Jlyf k/,jdm crfpfnmcz d ytq ecgtkf
R nt,t, vjz hjlyfz cnjhjyf!
Pf nj, xnj z, xthcndtz c rf;lsv ujljv,
Tt evtk d leit vjtq cgfcnb,
Pf rfgk/ rhjdb, j,oe/ c yfhjljv,
Vjb dbys, j hjlbyf! ghjcnb!//
«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н. Некрасов
«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Николай Некрасов
Посвящается неизвестному
другу, приславшему мне сти-
отворение «Не может быть»
Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути.
За каплю крови, общую с народом,
И малый труд в заслугу мне сочти!
Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука.. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости.
Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»
Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может быть» — Ольга Петровна Мартынова, писательница 50-90-х годов XIX столетия. Женщина творила под несколькими псевдонимами — Ольга П., Павлова Ольга, Павлова О., П-а Ольга. О том, что посвящение Николаю Алексеевичу принадлежит именно ее перу, исследователи узнали из дневника матери писательницы — Ольги Васильевны Мартыновой. Там же указана дата создания «Не может быть» — шестое февраля 1866 года. Ольга Петровна была увлечена творчеством Некрасова. Кроме того, из дневника ее матери становится понятно, что женщина лично знала знаменитого литератора.
«Умру я скоро. Жалкое наследство…» — подведение жизненных итогов. Стихотворение принято относить к так называемой покаянной лирике Некрасова. Среди ее наиболее известных образцов — «Рыцарь на час«, «Памяти Добролюбова«, «Я за то глубоко презираю себя…». Главная тема стихотворений — попытка преодоления внутреннего разлада. Николаю Алексеевичу нередко казалось, что он не в полной мере соответствует высокому идеалу человека и поэта. «Умру я скоро. Жалкое наследство…» — стихотворение-исповедь, преисполненное душевной болью, раскаянием, душевными терзаниями. В нем поэт рассуждает о родине, народе, друзьях, творчестве.
Первая часть произведения — рассказ о детстве и молодости лирического героя. Некрасов повествует о революционных настроениях, царивших в просвещенном обществе. Поэт сравнивает их с бурей. По мнению Николая Алексеевича, если она длится недолго, то способна укрепить бойцов. Вот только в России противостояние с властью затянулось. Люди привыкли молчать. Такая ситуация породила гнетущие впечатления у лирического героя, которые оставили в душе его неизгладимый след. Вторая часть содержит рассуждения на тему не всегда правильного использования лиры. По словам лирического героя, порой она издавала неверные звуки. Скорей всего, Некрасов имеет в виду те стихотворения, которые он написал не столько по велению Музы, сколько для того, чтобы журнал «Современник», издаваемый им, смог удержаться на плаву. Также во второй части лирический герой рассказывает о своем тотальном одиночестве. Многие друзья безвозвратно потеряны. Все больше становится врагов. В заключении лирический герой сокрушается, что недостаточно посредством творчества сделал для русского народа.
В каждой части Некрасов повторяет строку: «За каплю крови, общую с народом…». С ее помощью он подчеркивает свое малое, но все-таки родство с простыми людьми — рабочими, крестьянами. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к родине и просит у нее прощения.