Образец рецензии на учебное пособие

Рецензия на методическое учебное пособие – правила написания от “А” до “Я”

Рецензия на методическое учебное пособие – это внешняя оценка за разработку пособия, которая выставляется рецензентом. Рецензент в отзыве отражает свое мнение к идеям автора и если надо, пишет свои рекомендации. В статье вы узнаете, как написать и оформить рецензию правильно, а также найдете примеры готовых работ.

Требования к оформлению рецензии

Как правило, рецензия на учебное пособие оформляется в произвольной форме, но всё-таки, желательно придерживаться основных правил. Например, придерживаться рекомендуемого объема, стиля статьи, размера и шрифта.

Объём рецензии составляет максимум 2 страницы формата А4 печатного текста. Статья пишется в произвольной форме, но исключительно в научном стиле. Как правило, применяется шрифт Times New Roman, но иногда используют шрифт Arial. Минимальный размер шрифта – 12 кегль, а оптимальный размер шрифта – 14 кегль. Межстрочный интервал – полуторный.

Структура рецензии

Рецензия на пособие – интересное занятие, где рецензент описывает доступно и понятно каждый раздел пособия. Для написания рецензии очень важна структура, ведь тогда текст воспринимается логично и последовательно.

В отзыве должны быть не только идеи и мысли автора, но и дополнение рецензента, его отношение к постановке проблемы, аргументированная оценка, выводы, где описывается значимость методического пособия.

Основные части рецензии:

  • Введение;
  • констатирующая часть;
  • аналитическая часть;
  • заключение.

Введение

Прежде чем писать отзыв на методическое пособие, сверху пишется название книги, должность (научная степень) автора, Ф. И. О. автора, а затем можно переходить к описанию.

Во введении рецензент дает аргументированную оценку на основании дидактических и методических разработок. В этой части можно описать содержательные компоненты методички или элементы новых разработок, которые появились у автора.

Констатирующая часть

В этой части рецензент оценивает автора по всей методичке в целом. Проверяющий обращает внимание на такие особенности:

  • Содержание всей программы, соответствие возрастной категории и стандартам ГОСТ;
  • целостность образовательного процесса и принципы разработки;
  • реальность, целесообразность и процедуру установлений связи концептуальной схемы заданий в целом;
  • соответствие структуры и содержания методического пособия;
  • обеспечение мотивации студентов;
  • связность, логичность, полноту заданий;
  • обоснованность приемов и методов обучения;
  • соответствие темы и времени (смогут ли студенты за определённое время изучить конкретный материал);
  • рациональный подход по развитию навыков самообразования;

Прежде чем писать методическое пособие, автор обязан обратить внимание на вышеперечисленные особенности, так как студенты будут именно по этому пособию учиться и развиваться.

Аналитическая часть

В этой части рецензент отмечает преимущества и недостатки данной методической разработки. Проверяющий может оставить свои рекомендации по усовершенствованию работы и предложить дополнительные методы, варианты, модели, чтобы программа стала проще и понятнее для педагогов и студентов.

Заключение

В заключении рецензент подытоживает работу автора и формулирует выводы на основании вышесказанного:

  • возможно ли использовать данное методическое пособие в образовательных учреждениях;
  • нужно ли перерабатывать пособие с учетом предложений и рекомендаций рецензентом;
  • возможно ли распространить данное методическое пособие или новые идеи автора.

Рецензия на пособие: план и образец

Рецензия на учебно-методическое пособие излагается кратко и последовательно. Однако, прежде чем писать отзыв, желательно составить для себя план написания рецензии и тогда вам будет проще во время написания.

Читать еще:  Образец написания сочинения по русскому языку егэ

Представляем вашему вниманию примерный план по написанию рецензии:

Раздел рецензии Фразы для использования рецензии на методическое пособие
Предмет анализа
  • Предметом анализа следует считать…
  • В методическом пособии рецензент отметил…
  • В работе автора рассмотрены…
Актуальность темы
  • Актуальность темы обусловлена…
  • В работе актуальны такие вопросы, как…
  • По условиям новой разработки, актуальность темы обусловлена…
Основные тезисы
  • Целью и задачей методического пособия являются…
  • В методическом пособии разработаны увлекательные методики, которые помогут учащимся…
  • В данном пособии разработана новая методика, благодаря которой учащиеся быстрее усвоят темы…

·

Краткое содержание работы
  • В методическом пособии рассмотрены такие части…
  • Пособие соответствует возрастной категории…
  • Учебное пособие соответствует стандартам ГОСТ и дополнит…
Общая оценка работы
  • Таким образом, данное пособие оценивается…
  • Рассматривая работу, можно поставить автору…
  • Новый методологический подход – значимая заслуга автора и поэтому оценка…
Недочеты в работе
  • У рецензента остались некоторые сомнения по поводу…
  • К недостаткам относятся некоторые неточности, которые автор должен исправить…
  • Работа несколько не соответствует времени…
  • Значительный недостаток работы – это…
Выводы
  • Методическое пособие – отличное применение на практике…
  • После прочтения пособия, можно подытожить, что работа автора качественная, но нужно исправить указанные неточности…
  • В заключение можно утверждать, что данное пособие подходит для…

Каждый рецензент составляет свой план оценивания методического пособия. Посмотрите на образец, где проверяющий дает простую, но объективную оценку:

Образец рецензии на учебное пособие

Пример рецензии на учебно-методическое пособие

Очень хорошо описывает рецензию доктор педагогических наук и профессор Жеребило Татьяна Васильевна. Приведем пример рецензии, где Татьяна Васильевна глубоко и объективно рассматривает учебно-методическое пособие по тренингу.

На учебно-методическое пособие преподавателя Исаевой. М. К.

«ТРЕНИНГ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ»

Данное рецензируемое методическое пособие автор разработал в рамках курса «Теория и практика психологического тренинга для учащихся ВУЗов, которые обучаются по специальности «Психология». У пособия удобная и правильная структура, состоящая из введения, программ по тренингу, приложений и списка использованных источников.

Считаю, что при помощи пособи «Тренинг по разрешению конфликтов», студенты увидят в общих чертах, что такое тренинг, приобретут базовые знания по психологии конфликтов и научатся конструктивно сотрудничать и взаимодействовать с коллегами и другими окружающими людьми.

В программе автор описывает некоторые стереотипы и предрассудки, из-за которых часто появляются конфликты. В программе присутствуют, как традиционные формы, так и элементы обучения.

Данное методическое пособие – ресурсное средство и оно может быть дополнено педагогом или психологом, которые посчитают, что надо внести нововведения или незначительные изменения.

Преподаватель Исаева М. К. представила в методической разработке результаты, благодаря которым при систематическом выполнении занятий меняется мировоззрение людей на окружающие объекты и предметы.

В пособии содержится программа по тренингам, где находится логическая цепочка, содержащая 5 последовательных модулей. Каждое занятие – продолжение предыдущего, в итоге дополняя и расширяя навыки, опыт, знания и установки.

Цель методического пособия: достичь определённые педагогические приемы и навыки при помощи дополнительных небольших лекций, дискуссий, упражнений, ролевых и подвижных игр. Все перечисленные дополнительные занятия позволяют психологу и тренеру создать трудовую деятельность более профессиональной и эффективной.

В приложениях автор предложил интересные афоризмы на темы: дружба и вражда, война и мир, человеческие взаимоотношения, толерантность и нетерпимость. При помощи этих приложений есть возможность расширить спектр педагогических средств.

По мнению специалистов, данное пособие содержательное, последовательное и прекрасно наполненное руководство, которое могут использовать преподаватели ВУЗов, практические психологи и учащиеся психологических специальностей в практической деятельности.

Пособие написано доступно и понятно. Автор Исаева М. К. предлагает свою интерпретацию практических навыков в области психологического тренинга по разрешению конфликтов.

Наше мнение такое, что рецензируемое пособие станет интересным для преподавателей ВУЗов по психологии и педагогики, профессиональных тренеров по психологическим тренингам, а также слушателей, которым нужно повысить квалификацию в данной области.

Недостатков в методическом пособии практически не выявлено. Однако, есть один незначительный минус – в пособии второй раздел необходимо разделить на части и их желательно незначительно сократить.

В заключение можно утверждать, что после доработки пособие можно размножить, чтобы им пользовались не только педагоги психологических наук, но и студенты.

Рецензент Жеребило Татьяна Васильевна Доктор педагогических наук,

профессор Ингушского государственного университета

Дата: «_____» ______201_____ Подпись:____________

Умело составленные рецензии экономят время проверяющего. Важно описывать моменты кратко, последовательно и лаконично. Рецензия на методическое пособие пишется так, чтобы читатель смог понять, о чём в пособии речь. Для этого, перед написанием отзыва подумайте, какие вопросы возникнут у читателя и заранее подготовьте необходимые ответы.

учеба 3 семестр / кондратьева / РЕЦЕНЗИЯ

На рукопись учебного пособия

Кондратьевой Т. Н.

Документационное обеспечение управленческой деятельности является сложной многогранной сферой, которая регламентируется как многочисленными законодательно установленными нормами, так и формировавшимися десятилетиями традициями делопроизводства. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Налоги и налогообложение», «Государственное муниципальное управление», которые, безусловно, должны владеть основами делопроизводства, поскольку документы важны в их профессиональной деятельности. Через документацию реализуются управленческие функции многих специалистов.

Уровень изложенного в учебном пособии материала соответствует современным требованиям к документированию деятельности органов федеральной государственной службы, органов местного самоуправления, организаций.

Рукопись составлена с учетом требований учебного процесса и в соответствии с содержанием программы. Подготовленное Т. Н. Кондратьевой учебное пособие представляет собой хорошую методическую разработку, грамотно структурированную и удобную для самостоятельной работы, поскольку материал изложен четко, написан понятным, доступным для восприятия языком, ориентирован на изучение источников – законодательных и нормативно-методических актов по делопроизводству и архивному делу, содержит методические рекомендации по изучению отдельных тем, в приложениях даны образцы документов. Для закрепления пройденого материала в пособие включены схемы, тестовые материалы, контрольные вопросы для повторения. Задания для самоконтроля разработаны по каждому разделу, они методически точно подобраны, включены практические задания по оформлению документов.

В пояснительной записке, во введении автором сформулированы цели, задачи, которые решаются в ходе изучения дисциплины, далее указан календарно-тематический план, даны методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы студентов. Важны элементы справочного аппарата (глоссарий, список источников и литературы и др.). Использование студентами материалов данного издания поможет овладеть теоретическими знаниями в области документоведения, приобрести практические навыки по оформлению документов, образующихся в служебной деятельности.

Прослеживаются междисциплинарные связи данного курса с правовыми дисциплинами: гражданское, трудовое, информационное право; с управленческими дисциплинами.

Учебное пособие включает четыре раздела и содержит все необходимые базовые сведения, которые должны освоить студенты. Рассматриваются необходимые теоретические вопросы в лекционном материале. Учебное пособие вводит студентов в основные современные документоведческие проблемы. Значительное внимание уделяется разделам, посвященным созданию и оформлению управленческих документов. В пособии содержатся практические задания по вариантам. Все методические указания продуманы. Несколько схематично рассмотрены технологии работы с документами, но это, вероятно, связано с ограничением объема работы. Полезным является раздел, посвященный документационному обеспечению в системе государственной и муниципальной службы, где анализируются особенности документирования трудовых отношений государственных служащих и организация работы с письменными обращениями граждан. Особое внимание автор уделяет использованию общепринятой терминологии в соответствии с ГОСТ Р 51141–98, законодательными актами.

Рукопись в целом не содержит значительных недостатков, поэтому может быть рекомендована к публикации в виде учебного пособия.

Мой сайт

[ —>Скачать с сервера (30.5 Kb) ] 05.03.2011, 22:23
Жеребило Т.В.

РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методическое пособие
Дзейтовой М.Х.
«ТРЕНИНГ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ»

Рецензируемое нами учебно-методическое пособие «Тренинг по разрешению конфликтов» разработано автором в рамках курса «Теория и практика психологического тренинга» для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Структурно пособие состоит из введения, собственно программы тренинга, приложения и списка использованной литературы.
По нашему мнению, пособие дает возможность увидеть в общих чертах, что представляет собой тренинг разрешения конфликтов, поможет приобрести базовые знания по психологии конфликта и навыки конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, в программе рассматриваются темы толерантности и интолерантности, стереотипов и предрассудков, поскольку именно эти явления часто становятся причиной конфликтов. Программа сочетает в себе традиционные учебные формы и элементы тренинга.
Пособие является ресурсным средством, которое может изменяться и дополняться педагогом/психологом/тренером в соответствии с собственными взглядами и нуждами группы. По нашему мнению, представленное пособие поможет ведущим тренинга более эффективно и качественно справляться с поставленными задачами и творчески строить свою работу.
Анализ содержания пособия показывает, что Дзейтова М.Х. представляет в своей методической разработке результаты достаточно продолжительного, системно-целевого осмысления практической деятельности в этой сфере.
Пособие содержит тренинговую программу, представляющую собой цепь из пяти последовательных модулей, в которой каждое последующее занятие логически продолжает предыдущее, дополняя и расширяя полученные знания, установки и навыки. Достижению этих целей способствует и то, что тренинговая программа предлагает широкий выбор педагогических приемов обучения и воспитания: мини-лекции, дискуссии, работа в группах, упражнения, подвижные и ролевые игры. Все это позволяет сделать работу психолога /тренера более профессиональной и эффективной.
В приложении автор предлагает собрание афоризмов на темы войны и мира, дружбы и вражды, толерантности и нетерпимости, человеческих взаимоотношений и т.п., расширяя тем самым спектр педагогических средств ведущего тренинга.
По нашему мнению, пособие представляет собой логически структурированное и содержательно наполненное практическое руководство, которое может быть использовано преподавателями вузов, практическими психологами, а также студентами психологических специальностей в своей практической деятельности.
Пособие написано простым и ясным языком. Последовательно излагая материал, Дзейтова М.Х. дает свою интерпретацию практического опыта ведущих специалистов в области тренинговой работы по разрешению конфликтов.
По нашему мнению, рецензируемое пособие представляет несомненный интерес для преподавателей кафедр/факультетов психологии и педагогики, профессиональных тренеров, а также слушателей соответствующих курсов повышения квалификации, которые получат реальную возможность самостоятельно ставить и решать многие методические и практические вопросы в сфере миротворческого образования и воспитания.

Жеребило Татьяна Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
Ингушский государственный университет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector