Интервью образец написания
Интервью: как правильно взять, удачно написать и заинтересовать читателя
Сегодня продолжаю раскрывать секреты успешной журналистики. Поделюсь, как всегда, сокровенным — опытом, как своим, так и своих учителей-практиков, журналистов с мировыми именами газеты THE SUN.
Что именно будем рассматривать. Думаю, дам немного шире тему подготовки и проведения ИНТЕРВЬЮ. Выложу рекомендации, в тезисном порядке, которые помогут как начинающим, так и продвинутым журналистам, редакторам в их нелегкой борьбе за право называться лучшими!
Интервью — жанр наиболее сложный для начинающих журналистов. Прежде чем идти на интервью журналист должен сделать две вещи:
— заготовить как можно больше оригинальных, «забойных» вопросов
— узнать о самом герое интервью как можно больше информации
Очень часто автор интервью попадает в весьма сложное положение: ему нельзя выходить за рамки установленного редактором объема и вместе с тем попытаться сохранить манеру общения и язык своего собеседника. Последние, как правило, бывают чересчур «словообильны» и любят повторять одну и ту же мысль в разных вариациях. Поэтому главное правило в обработке интервью — не повторяться.
Смело «режьте» собеседника, если одна и та же его мысль повторяется дважды.
Смело исправляйте его слова, если собеседник допустил ошибку или неточность.
Смело правьте его, если собеседник злоупотребляет словами или терминами, которые вы считаете слишком трудными для вашего читателя.
Смело правьте его, если собеседник не оговорил с вами условие, при котором интервью может пойти в печать только после его визы.
Начинать интервью лучше не с прямого вопроса, а со слов автора, в которых заключен ответ на первый вопрос, собеседник же как бы уточняет его. В этом случае скучный диалог – «вопрос-ответ» плавно переходит в беседу.
«Романа Абрамовича называют самым могущественным в России олигархом. Он чуть ли не ногой открывает любую дверь в Кремле и даже вхож в семью президента. Однако сам Роман Аркадьевич ужасно не любит, когда его называют олигархом, и утверждает, что он всего лишь обычный бизнесмен…
— Ну, сами посудите, какой я олигарх, если мне часами приходится сидеть в приемной какого-нибудь замминистра всего лишь для того, чтобы он поставил свою подпись на лицензии, которая дает право торговать нефтью…
— Ну уж, Роман Аркадьевич, так я вам и поверил…
— А что вы удивляетесь? Сейчас я вам приведу пример…»
Такое «легкое» начало, как правило, затягивает читателя. Иногда достаточно даже одного предложения во вступлении, чтобы перейти непосредственно к интервью:
«Ветеран тяжелой атлетики Анатолий Сидоров в эти дни готовится к первенству Европы, где обещает дать «последний бой» молодым штангистам.
— Да, это будет мой последний старт в большом спорте. Я ухожу…»
Интервью не должны быть чересчур большим. Если собеседник не очень знаменит, если все, о чем он говорит, не тянет на сенсацию, можно ограничиться пятью-шестью вопросами.
Ответ по объему должен превосходить вопрос не более, чем в три раза.
Не задавайте один и тот же вопрос дважды (в другой интерпретации). Закончить интервью старайтесь, так, чтобы у читателя не сложилось ощущения, что он чего-то недопонял. Легче всего завершить интервью словами – «успехов вам» или «спасибо за интервью» (впрочем, последнее вообще не следует употреблять). Но лучше, если последнее слово останется за вашим собеседником.
Подпись под интервью. Это может быть лишь имя (Борис ПЕТРОВ) автора. Либо — Беседовал Борис ПЕТРОВ».
Заголовок к интервью чаще всего напрашивается примерно такого плана: Роман Абрамович: «Я могу открыть любую дверь ногой»
Это самый легкий вариант, но далеко не лучший. Да и без кавычек никак не обойтись. Заголовок лучше всего давать авторский, но в нем должна быть отражена самая «сильная» мысль собеседника или самая ценная деталь изложенного им. Например: «Роман Абрамович открывает ногой любую дверь».
ВАЖНО : газетное интервью должно строиться таким образом, чтобы оно было интересно не ГЕРОЮ ИНТЕРВЬЮ, а ЧИТАТЕЛЯМ. То есть человека надо постоянно направлять в «русло» интересов читателей.
Пока все. В дальнейшем буду продолжать раскрывать тайны успешной журналистики. Если интересно, подпишитесь )) Если не интересно — не подписывайтесь ))
Классного вам интервью и собеседника!
Как писать интервью, если ты не журналист
Недавно брал интервью у бывшего журналиста. Посмотрите как это выглядит.
Здравствуйте, коллеги. Привет, друзья. Хотите узнать, что думают знаменитые копирайтеры о везении на хорошие заказы? Интересуетесь, работают ли они по ночам и делают ли ошибки в текстах? Есть ли у них ученики и кого они считают своими учителями? Нет, я вам это рассказывать не буду. Но поделюсь секретом, как это все узнать. Другими словами – как писать интервью, если ты не журналист.
Со времени появления СМИ этот вид статей всегда пользовался особой популярностью среди людей. Логично, что лучше от человека лично узнать подробности, чем читать перефразированные кем-то мысли. Из офлайновых СМИ этот вид журналистики перекочевал в интернет. Теперь на сайтах и блогах все чаще встречаются интервью со звездами спорта, эстрады, лидерами отечественного бизнеса и не только с ними. Всемирная паутина стерла не только географические границы. Отличное изобретение – социальные сети. С их помощью мы можем написать любому интересующему нас человеку, задать ему вопросы, и получить ответы. Правда, это будет зависеть от того, насколько животрепещущие вопросы вы зададите. Но об этом чуть позже.
Немного теории
Интервью относится к информационному жанру журналистики. Работа над ним выстраивается по незамысловатой схеме:
Подготовка к опросу, как и любая серьезная работа, начинается с постановки цели. Вот только цель здесь нужно ставить такую, которая бы отвечала интересам постоянных читателей. Ваша личная цель – привлечь внимание к собственному сайту – будет достигнута быстрее, если отталкиваться будете от их потребностей. Когда она ясна, то и разговор получается интересный. Собеседник понимает, чего от него ждут, чувствует внимание к своей персоне и старается дать полные, развернутые ответы.
Одно время среди копирайтеров шли споры о том, может ли каждый желающий освоить эту профессию или нет. У каждого свое мнение, подкрепленное опытом. Вы, кстати, как считаете, может или нет? (Форма для комментариев ждет вас в конце страницы). Я решил взять интервью у копирайтера Петра Панды, чтобы узнать его позицию по этому поводу, и для своего портфолио. От этой цели я отталкивался, когда составлял вопросы.
После того, как вопросы составлены, можно договариваться об интервью. Известные копирайтеры, между прочим, любят делиться своим мнением с публикой. Возьмите это себе на заметку. Примеров бесед с ними на профессиональных блогах множество.
Кому задавать вопросы
Тут важно правильно наметить кандидатуру, которой вы хотите задать вопросы. Подумайте, кто интересен вашей целевой аудитории. Таким человеком необязательно должен быть кто-то из знаменитостей. Например, для сайта по строительству дома своими руками нужны советы опытного сантехника. Найдите такого и задайте ему вопросы о монтаже водяного пола. Такая статья будет гораздо полезнее, чем интервью со звездой эстрады, живущей в загородном доме. Наметьте круг таких людей и список вопросов, которые хотели бы задать.
В большинстве случаев вопросы просто отправляют по почте. Это удобно тем, что человек сам выберет время, когда ему будет удобно внимательно прочитать все, что вы написали и ответить, не отвлекаясь ни на что. Однако у вас при этом не будет шанса что-то уточнить, повести беседу в нужное русло или задать провокационный вопрос.
Классика жанра – интервью с диктофоном (благо, сейчас в каждом телефоне он есть). Еще один современный вид связи – скайп – дает возможность провести настоящее живое интервью. Взяв такое интервью вы должны расшифровать аудиозапись, но помните, что письменная речь очень сильно отличается от устной. Если вам кажется, что интервью потом легко будет просто перепечатать, то вы ошибаетесь.
Устная речь очень сильно отличается от письменной. Это и слова-паразиты, и незаконченные мысли, и посторонние шумы, и повторы одних и тех же мыслей, которые не дают уловить суть ответа. А записывать на бумагу ответы во время беседы нельзя, так вы потеряете эмоциональную связь с собеседником, и интервью не состоится.
О чем не спрашивать
Насколько интересно вам знать, где родился или женился герой вашего интервью? Относится ли эта информация к жизненно важной? Подумайте сами, насколько интересно будет читателям в очередной раз читать, где родился их кумир. А отвечать на такие шаблонные вопросы интересно? Согласитесь, что таких вещей в интервью нужно избегать.
Получается, что подбирая вопросы, нужно исходить из того, будет ли интересно отвечать на них. Потому что, если отвечать скучно, то читать будет еще скучнее.
Не задавайте вопросов типа: «Где вы родились?», «Когда женились?», «Любите ли вы копирайтинг?», если знаете, что берете интервью у известного человека.
Хотя бывает так, что в качестве эксперта по какому-нибудь вопросу приглашают не знаменитость, а обычного человека, разбирающегося в теме. Вот в таком случае, чтобы доказать реальность существования этого человека, можно задать вопросы биографического плана.
Подготовка к публикации
Прежде, чем отправлять текст интервью на публикацию, его нужно подготовить по всем правилам от заголовка до заключения.
Все, что говорится об эффективности заголовков, справедливо и по отношению к интервью. Но здесь есть маленькая хитрость: в этом случае нужно упомянуть имя того, с кем вы беседовали, и отразить главную мысль, которая была высказана.
А дальше встает вопрос, как начать статью, в которой будет изложено интервью? Очень просто: один из ответов нужно превратить в лид. Тогда и интрига сохранится, и понятно станет, о ком и о чем пойдет речь.
Содержание беседы будет настолько интересным, насколько интересными были вопросы для интервью. Поэтому формулировать их нужно так, чтобы читатели сразу понимали их смысл, не блуждали в дебрях терминов и с интересом читали ответы.
А завершать интервью принято благодарностью и добрыми пожеланиями.
Три журналистских секрета
Во-первых , залог успешного интервью – искренний интерес к теме разговора и к человеку, которому вы решили задать вопросы. Подумайте о своем собеседнике, как говорится, настройтесь на его волну, и вы сразу же расположите его к себе.
Во-вторых , готовьтесь заранее, составляйте список вопросов, тестируйте на знакомых и родных, но не идите брать интервью, если вы даже не представляете, о чем говорить. Надеяться на знаменитый «авось» здесь не следует.
В-третьих , на последнем этапе отправьте подготовленный материал интервьюируемому. Пусть он внесет последние дополнения, после чего работу можно будет публиковать.
Но пока вы раздумываете, на ком начать практиковаться, напишите в комментариях, как вы сами считаете, кому под силу освоить копирайтинг? А что думал по этому поводу Петр Панда можно узнать в моем портофлио.
Интервью может вам и не понадобится, если вы научитесь правильно писать для своего блога или для сайта клиента. Давайте я вас научу и специально для этого я запустил проект «Напишем вместе идеальную статью». С вами был Павел Ямб. До новых встреч, друзья и коллеги.
А видели интервью этой милой бабушки?
Разбираем самые удачные примеры интервью
Сейчас мы рассмотрим очень хороший пример интервью. Он будет полной противоположностью того, о чем говорили в этом посте. Обязательно перейдите по ссылке. Там будет много полезных советов.
Конечно же, нельзя так все категорично оценивать. Ведь в каждом материале бывают как удачные, так и не удачные моменты. Могут быть проблемы и творческие находки.
Помним, что все творческие находки оцениваются достаточно субъективно. Но тем не менее, давайте разберем один пример.
Разбираем пример интервью звезд
У нас будет пример интервью звезды из газеты «Вечерняя Москва» 1996 года. Автор Юлия Александрова. Название « С чего начинается Лев Лещенко ». Перейдите по ссылке чтобы посмотреть полную версию.
Материал начинается с лида (введения). Он имеет характер размышлений. Первый абзац, это как бы рассуждение и продолжение заголовка.
Пример интервью
Лев Валерьянович давно уже вышел из юношеского 7 возраста, но и в свои почти 55 он полон сил и энергии, как «Марс» и «Сникерс» вместе взятые.
Неудачное сравнение. Однако не забываем про год.
Стоит отметить, что второй и третий абзацы пока что идут от журналиста. И только с четвертого абзаца начинается прямая речь.
После четвертого абзаца прямая речь заканчивается и опять начинается комментарий автора.
Здесь идет рассказ с цитатами певца. Без этого вы вряд ли обойдетесь если попытаетесь создать портрет героя. Все равно придется делать какие-то обобщения и вводки.
На седьмом абзаце герой отвечает на вопрос про свои планы.
Дальше идет уточняющий вопрос от журналиста:
И вы считаете, что счастье может быть поздним?
Далее наш герой при ответе на вопрос начал показывать свою позицию. И это всего лишь с помощью одного наводящего вопроса.
Дальше идет не вопрос, а в общем-то, комментарий журналиста.
Думаю;, что телезритель ощущает дефицит присутствия на экране не только Лещенко-певца, но и Лещенко-актера. Поющего актера, разумеется.
После этого наш герой подхватывает данную фразу и начинает рассказывать про нереализованные способности.
Он начал говорить про «Старые песни о главном», но журналист тут же переключился:
Говорят, что на ОРТ снимают вторую серию этой «оперы».
То есть он как бы уточняет этот момент.
Далее идет вопрос про время:
Вы отказались бы снова исполнить что-то из репертуара тех лет? Скажем, «Любовь, комсомол и весна»…
Затем герой рассказывает про эти песни.
Далее идет наблюдение журналиста:
Я заметила, что вам свойственен авантюризм в хорошем смысле этого слова: вы любите работать с молодыми да ранними, пробовать себя в самых неожиданных амплуа…
Затем идет односложный ответ героя:
После этого идет уточняющий вопрос и ответ певца.
Далее идет комментарий автора о том, что Лев Лещенко осуществляет еще одну авантюру. Ниже идет рассказ героя. После этого идет уточняющий вопрос от журналиста и опять рассказ героя.
Через несколько абзацев идет такой вопрос от журналиста:
А если вас разозлить, вывести из себя — это может вызвать, так сказать, сублимацию негативной энергии в творческую?
Этот вопрос о человеке. Он показывает его мировоззрение.
Далее идет не самый умный вопрос от журналиста:
Кого из коллег по сцене вы могли бы назвать своим конкурентом?
После такого неудачного вопроса последовал односложный ответ:
Я чувствую конкурентов только среди пародистов. Естественно, когда я выступаю именно в этом жанре.
Ниже опять идет введение автора. Он рассказывает, что Лещенко педагог.
Ниже опять можно увидеть вопросы из серии «время» с последующими ответами.
И так как они заговорили про мюзиклы, то интервью идет завершающим вопросом:
Какую роль в этом мюзикле вам хотелось бы сыграть?
Думаю, что из меня вышел бы неплохой Билли Бонс.
Хорошие примеры интервью
Мы рассмотрели один из примеров интересной беседы, которая показывает человека как личность. На этом сайте есть и другие хорошие примеры интервью. Вот архив материалов .
Там очень интересная закономерность!
Интервью 70 — 80 годов построены очень профессионально. Но там всегда материалы на тему. Редко рассказывается о человеке. Часто на темы советской песни, фестиваля, новой пластинки и так далее.
С начала 90-ых появляются интервью о личности. Но там уже гораздо меньше качественных материалов. Там меньше профессиональных журналистов и много пустых вопросов. Однако попадаются и хорошие варианты.
При подготовке к интервью я рекомендую посмотреть несколько передач из «Школы злословия». Также будут полезны работы Гордона, Познера и Соловьева. Из их материалов можно подчерпнуть массу идей для своей работы.